Деревня как с картинки

Деревня с романтическим названием Луги Апушкины, пожалуй, не похожа ни на какую другую в Ливенском районе.

11.10.2017 08:32:00
Ирина Королева

Расположена она всего в двух километрах от села Сергиевское. Ведет в Луги хорошая дорога, асфальт, хоть и положен был более четверти века назад, но до сих пор сохранился. Вот и Луги. Въезжаем в нее, но не успеваем оглянуться, кончается асфальт, заканчивается улица, заканчивается деревня. Оказывается, в Лугах всего одна небольшая улочка. Примечательна она не только короткой протяженностью, но и тем, что дома по обе стороны дороги расположены очень близко к проезжей части и очень плотно стоят друг к другу.
Мы были в деревне в минувшую пятницу, когда весь день почти непрерывно шел дождь. Непогода заставила немногочисленных жителей деревни прятаться в домах и во дворах. Но стоило нам проехать по улице, как из одного из дворов вышел пожилой мужчина. Останавливаемся рядом с ним.

Петр Семенов
– Я смотрю, чужая машина, незнакомая проехала, – бросает в нашу сторону мужчина. Узнав, кто мы и откуда, он охотно общается с вашим корреспондентом.
– Я Петр Семенов, – представляется мужчина.
– А фамилия ваша?
– Говоров я. Тут, почитай, полдеревни Говоровых. Это наша фамилия.
Делюсь с ним первым впечатлением от деревни, высказывая предположение, что это в последние десятилетия она приобрела такой необычный вид.
– Нет, – категорично не соглашается с этим Петр Семенович, – деревня всегда такой была. И на моей памяти, а мне уж 78 лет. И отец, коренной житель Лугов, рассказывал, что и сто лет назад, и раньше деревня была именно такой.
– Но тогда, может быть, дворов было больше, она была более протяженной?
– Дворов столько и было, примерно тридцать с небольшим, только людей в них жило гораздо больше, чем сейчас. А вот дома стояли еще плотнее, чем ныне. Например, вплотную к моему нынешнему дому стоял дом соседа, – Петр Семенович указывает на правую сторону своего красивого дома. В палисаднике радует глаз яркое осеннее цветение роз. «Это дочь Ольга ухаживает за цветами», – перехватывает взгляд хозяин дома. В нескольких метрах от его усадьбы расположен соседский дом.
– Нет, это не тот дом, здесь раньше еще один был, – уточняет Петр Семенович. – И с другой стороны между моей усадьбой и соседской был еще один дом.
И впрямь, такая плотность застройки не каждой городской улице присуща. Между тем, Петр Говоров обращает мое внимание на маленький аккуратный домик в два окошка на своей усадьбе:
– Это еще отцовский дом, в нем я родился и рос. Правда это не весь дом, а лишь то, что от него осталось, как память и как летняя кухня.
Сам Петр Семенович по молодости не прочь был обосноваться в Ливнах, даже одно время работал на заводе жидкостных счетчиков. Но жена его, Мария Семеновна, родом из расположенного через реку от Лугов Успенского, хотела жить только в деревне. Так и остались они в родовом гнезде Говоровых, построили свой дом. Петр Семенович столярничал, в те годы строительство в совхозе шло активно, работы было хоть отбавляй. Мария Семеновна свеклу обрабатывала.
Деревня Луги славится своей историей. Там, где сейчас высится водонапорная башня, когда-то располагался дом князя Голицына, которому принадлежала и эта деревня, и село Сергиевское. Князь не случайно поселился здесь, трудно найти в окрестностях более живописное место. Не забыл упомянуть о князе и Петр Говоров:
– В детстве я лазил по шишке от барской усадьбы.
– По фундаменту что-ли?
– Нет, все, что можно было приспособить в дело, было к тому времени уже растащено из усадьбы. Оставалась только возвышенность, на которой она располагалась. Но, знаете, не так давно внучка прибегает: «Дедушка, я нашла что-то старинное на усадьбе». И действительно, держит в руках старинную керамзитовую плитку, видно, земля из себя выдавила.
– А кого же в деревне больше, мужчин или женщин?
– А сами посчитайте. Настя, Маруся, Валя, еще одна Маруся, Олюшка уже мужей схоронили.
Петр Семенович еще много и по-доброму рассказывал об ушедших в мир иной своих друзьях и приятелях, о том, кто из какой деревни привел в свое время жену. Как жизнь раньше ключом била.
– У нас раньше и свинарники были. А в конце пятидесятых… Да, меня в армию забрали в 1961 году, а за два года до этого у нас сад заложили. Такой замечательный сад был.
– А есть ли у вас в деревне молодежь?
– Вот с этим туговато. Возвращаются в деревню многие ее уроженцы. Но в основном, пенсионеры. Вот напротив дача, Виктора Говорова, он купил усадьбу рядом с сестрой.
– Да что говорить, раньше в деревне в каждом дворе корова была, а сегодня только у Раисы и Вячеслава Петровича. Всю деревню они молоком снабжают, – переводит разговор Петр Говоров на другую тему и, задумчиво глядя на небо, произносит, – сейчас опять вольет.
– С чего вы взяли, разъяснивается вроде?
– Где там разъяснивается? Посмотри, церкву не видать, – показывает в сторону Сергиевского храма в селе.
Поверив приметам местного жителя, ваш корреспондент поспешил на встречу с его соседями, пока не хлынул дождь.

Раиса Холоимова
Прежде всего захотелось встретиться с Раисой, которой, по словам соседа, надоело в городе с балкона во двор смотреть.
На грозный собачий лай хозяйка дома вышла к калитке и пригласила вашего корреспондента в дом. Во дворе гуляли гуси, женщина мимоходом заметила:
– В этом году нет спасения от лис, то одного гусенка утащат, то другого. Они уже на речку боятся из-за лис ходить. Гонишь их к воде, а они оттуда лётом летят, не просто семенят. Уток сколько лисы порвали.
Несмотря на то, что не первый день шел дождь, а на подворье содержится немало птицы, во дворе у Раисы Петровны Холоимовой чисто. К дому ведет бетонная дорожка, вход в дом украшают виноградные лозы. «Только винограда в этом году не было», – вторит Петру Говорову женщина. Тот еще раньше посетовал, что в этом году «ни вишу, ни сливы, ни винограду не было, да и помидоры были плохие». Зато и в палисаднике Холоимовой до сих пор цветут цветы.
Едва успели мы войти в дом, как школьный автобус привез из сергиевской школы внука Раисы Петровны, четвероклассника Кирилла. Так сложилось, что мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Они в нем души не чают: «Он хорошо учится и уже старается помогать по хозяйству».
– Связь с деревней мы не прерывали никогда. Сестра у меня живет в Тольятти, брат давно умер, отец ушел рано из жизни, поэтому мы всегда матери помогали. А как умерла она девять лет назад, так и вовсе сюда перебрались, жалко было дом оставлять. Да и надоело в городе жить, – делится Раиса Холоимова, в девичестве Говорова.
Сорок один год она работала на автоагрегатном заводе. Но душой всегда тянулась в родные места. Вернувшись в деревню, завела большое хозяйство, хлопот с ним много.
– Но куда деваться, подсобное хозяйство в деревне – это и привычка, и подспорье. К сожаленью, муж сейчас по состоянию здоровья не может, как прежде, заниматься хозяйством, но помогает старший сын.
На столике в зале в рамочках стоят фото детей и внуков, женщина с теплотой в голосе рассказывает о своей семье. Вспоминает минувшее:
– Когда-то в каждом из тридцати с лишним дворов была корова. Молоко тогда сдавали молокосборщикам. И самим оставалось вдоволь, и скотину им кормили. Помню, у моей матери молоко порой в банках и ведрах везде стояло, и свежее, и кислушка. Сейчас корова только у меня и еще у одного соседа. Да и то – попробуй, прокорми Зорьку, зерна ей надо купить, сена, соломы.
И несмотря на все трудности деревенского бытия, Раиса Петровна делает вывод:
– Все-таки в деревне жить лучше. Красивая наша деревня, слов нет. Вот только простору для скотины и птицы нет. А так автолавка трижды в неделю приезжает. Хлебушка, селедочки, крупы, колбасы и прочих товаров привезет. Как-то пробовали магазин открывать. Но уж очень мало у нас покупателей.

Ревякины
Николай Тихонович Ревякин – военный пенсионер, его супруга Любовь Борисовна работала медсестрой. Семья живет в Москве, но лет десять назад купили здесь усадьбу, начали строить дом. Теперь на этот дом нельзя не обратить внимание, он из числа самых современных в Лугах. Пока еще на зиму Ревякины уезжают в Москву, а весь дачный сезон живут здесь. Занимаются строительством, ухаживают за садом-огородом. Визит вашего корреспондента стал для них полной неожиданностью. Улучив минуты хорошей погоды, Николай Тихонович с сыном Дмитрием торопились залить бетоном ступеньки у входа в дом. Любовь Борисовна использовала погожие минуты, чтобы подобрать какие-то дела в огороде. Как раз оттуда она и возвращалась с блюдом красных арбузов. И первое, что сказала эта милая женщина: «Угощайтесь». А потом поведала, что привело их в Луги:
– Это родные места моего мужа, он родился в Успенском, учился в Сергиевском. Здесь у него есть родные и знакомые. К тому же супруг рыболов, а тут есть, где порыбачить. Здесь есть, где отдыхать, есть, с кем общаться. Здесь наши дети проводили лето у бабушки, для них эти места тоже родные. И дополнением ко всему – невероятная красота окружающей деревню природы.
Узнав, что за несколько минут до встречи с ними наш корреспондент разговаривал с Раисой Холоимовой, Ревякины заметили, что берут у нее молоко. А Дмитрий Николаевич даже уточнил:
– Дворов действительно было тридцать один, а коров тридцать пять. В некоторых дворах была не одна корова. По крайней мере, в те годы, когда я их здесь пас на летних каникулах.

Мелочи жизни
Деревня Луги расположена близко от Сергиевского, и дорога сюда хорошая. Но живут в деревне, в основном, пожилые люди и старики, даже по хорошей дороге до центральной усадьбы путь для них неблизкий. А кому-то в сельсовет надо, другому в амбулаторию. Опять же, чтобы в город ехать, надо до остановки до Сергиевского идти. Почему бы хотя бы дважды в день автобусу не заезжать в Луги: ведь никаких проблем с состоянием дороги или с расстоянием нет. Такое пожелание высказали жители Лугов, общаясь с корреспондентом «УГ».
Говорили и о других житейских мелочах. Как-то случился порыв на водопроводе. Воду на время его устранения отключили, а о том, чтобы обеспечить людей водой, никто не позаботился. «Хотя бы бочку с водой привезли, ведь мы привыкли жить с удобствами, запасов воды никто не держит». Рассказали и о том, что случаются перебои с подачей воды, когда отключается свет.
Но в целом, эти мелочи не омрачают жизнь в красивой деревушке Луги Апушкины. Все дома здесь аккуратные, ухоженные, будь они старенькими и маленькими или современными, двухэтажными. Как и вся территория. И удивительное дело, даже несколько заброшенных усадеб, на которых еще есть старые, но нежилые дома, не придают деревне обычного в таких случаях унылого и печального вида. И почему-то кажется, что брошенными они будут оставаться недолго. Уж очень притягательны для жизни эти удивительные по красоте места с удивительной историей.

Фото автора