Гей-парад не состоится
Разнообразие в размеренную жизнь нашего городка в преддверии Нового года хотели внести представители сексуальных меньшинств. Но администрация города отказала им в проведении публичных мероприятий.
Первого декабря прошлого года главе города Ливны были поданы уведомления о проведении в городе трех публичных мероприятий. Два из них должны были состояться на площади Победы. Шестого декабря организаторы планировали провести пикет в поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Участники пикета собирались выступать за внесение в УК РФ понятий «сексуальной ориентации» и «гендерной идентичности» жертв в качестве отягчающих обстоятельств при совершении преступлений. Не совсем понятно? Например, побьют хулиганы на улице парня традиционной сексуальной ориентации, получат одно наказание за преступление против жизни и здоровья человека. А попадется им под руку гей, его адвокат будет просить в суде более серьезный срок, мол, не просто так, из хулиганских побуждений били хулиганы этого человека, а именно из-за его сексуальной ориентации. Хотя, с другой стороны, предположим, подходят к парню, возвращающемуся со свиданья с девушкой, хулиганы с недобрыми намерениями, а он им: «Не трогайте меня, я гей!». Хулиганы думают: «Чур меня!» и удаляются, не желая ввязываться в ситуацию с отягчающими обстоятельствами. И преступлением меньше. Хотя, зная наш менталитет, можно предположить, что в ответ на такое заявление хулиганы не только не ретируются, а «навешают люлей» по расширенной программе. Но достаточно рассуждений.
Под радужными флагами
С семи до восьми часов вечера того же дня там же, на площади Победы, по задумке организаторов (они, кстати, не местные жители) должен был состояться еще один пикет. Его цель – призыв к исполнению Постановления Европейского суда по правам человека по делу «Баев и другие против России», вынесенного прошлым летом, о неправомерности российских законов о запрете пропаганды гомосексуализма и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, а также призыв к отмене федерального закона о запрете гей-
пропаганды.
Но это еще не все: пятнадцатого декабря в течение двух часов, с девяти до одиннадцати часов утра, в центре города предполагалась полная парализация работы общественного транспорта. В это время на улице Капитана Филиппова, от ул. Кирова (хотя с этой улицей ул. Капитана Филиппова не пересекается) до ул. Рабочей планировалось, ни много ни мало, шествие гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России. Интересно, как бы созерцал подобный «карнавал» офицер, отдавший жизнь при исполнении воинского и интернационального долга, именем которого названа улица?
В каждой акции заявлялось участие до трехсот человек. Имеется ли в Ливнах такое количество лиц нетрадиционной ориентации, да еще готовых открыто заявить о своих особенностях? Или подтянулись бы группы по интересам из областного центра, соседних регионов? Этого уже не узнать. Потому что первого же декабря 2017 года заместитель главы администрации г. Ливны В. Г. Середа уведомил организаторов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий, сославшись на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и КоАП РФ.
А законы против
Организаторы заявленных мероприятий посчитали данный отказ нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного Конституцией РФ и соответствующим федеральным законом. Они обратились в Ливенский районный суд с иском к администрации города. В нем они просили признать незаконным решения об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий и обязать администрацию согласовать их проведение.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет порядок реализации указанного истцами конституционного права. В частности, в нем говорится о том, что в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что его цели и формы проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные российским законодательством, орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что он и другие участники могут быть привлечены к ответственности в случае проведения такого мероприятия. Данная норма обязывает орган местного самоуправления не согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» прямо говорится, что органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, так как она причиняет вред здоровью и развитию детей.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. КоАП РФ предусматривает административное наказание за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, если эти действия не содержат уголовно наказуемого
деяния.
Суд пришел к выводу, что цели заявленных публичных мероприятий были направлены на пропаганду гомосексуализма, запрещенную в России среди несовершеннолетних. Любое публичное мероприятие – это открытая, доступная каждому акция, в ходе которой люди выражают свое мнение, способствуют формированию мнения других, выдвигают какие-то требования. Организаторы предполагали проведение заявленных ими мероприятий в многолюдных местах в самом центре города, предполагающих присутствие большого числа людей. Такие мероприятия, несомненно, оказывают информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе на несовершеннолетних. Акции было намечено проводить в такое время и в таких местах, когда в них совершенно очевидно могли находиться дети. Размах, форма проведения и тематика запланированных мероприятий таковы, что суд признал их потенциальной угрозой для нравственного и духовного развития детей.
Заявленные цели публичного мероприятия, направленные на пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации, в том числе среди детей, расцениваются как ущемляющие права ребенка и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.
Суд отказал в удовлетворении иска. Это решение было обжаловано в Орловском областном суде, но тот признал его обоснованным.
СПРАВКАНетрадиционные сексуальные отношения существовали тысячи лет назад, но они всегда порицались обществом. Об уничтожении Содома и Гоморры, располагавшихся где-то в районе Мертвого моря, за грехи их жителей, говорится в Библии: «Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь». Сейчас иносказательно Содомом называют место, где попираются моральные устои, а содомией, содомским грехом именуют половые связи между лицами одного пола и другие не общепринятые сексуальные отношения. Моральное неприятие нетрадиционных сексуальных отношений позднее нашло отражение в законах. Но с развитием демократических свобод представители сексуальных меньшинств все больше заявляют о своих правах. В последние десятилетия открыто говорят о себе трансгендеры. Когда мужчина ощущает себя женщиной, а женщина чувствует себя мужчиной. Прежде эти люди тщательно скрывались, порой даже себе не решались признаваться в своих ощущениях. А теперь большинство в западном обществе оглядывается, как бы ненароком не обидеть трансгендера. В школе для девочек в английском городе Олтрингем запрещено называть учениц девочками, чтобы не обидеть трансгендеров. А на днях сенат канадского парламента одобрил изменения в англоязычную версию канадского гимна «О, Канада»: слова «патриотизм – удел всех твоих сынов» заменены на гендерно-нейтральные – «патриотизм – удел всех нас».
По материалам федерального судьи Ливенского районного суда Е. Л. Альяновой