Ливенские поисковики возвращают солдат из небытия

В этом году бойцы поискового отряда «Подвиг» из Орловской области нашли прах 12 солдат

15.10.2018 19:27:00
Елена Богданова

Водитель-дальнобойщик, предприниматель, полковник, прошедший Афган, заместитель директора – что заставляет этих людей в своё свободное время не стучать в домино во дворе, а копаться в земле, перебирать в руках каждый комок: а вдруг покажется солдатский медальон или ложка с именем владельца и безымянный герой, который был наскоро похоронен в этой воронке от авиабомбы, наконец-то обретёт своё имя.

m4I1EqpVAMg.jpg

На этот вопрос поисковики Ливенского отряда «Подвиг» отвечают по - разному. Но в одном их ответы похожи: «Не могу иначе». Ребята работают вместе с 2012 года. Хотя командир отряда Вячеслав Леонов пришёл сюда полтора года назад.

-С детства я ходил с дедом-фронтовиком на братские могилы, ездил по местам боёв, - вспоминает Вячеслав, - его рассказы о войне глубоко мне запали в душу.

Вместе со взрослением к Вячеславу пришло понимание, что далеко не всё мы знаем о том периоде истории Отечества. Что ещё тысячи погибших солдат так и остаются без вести пропавшими и родные не знают, где они сложили головы.

После войны поиском бойцов особо не занимались, нужно было восстанавливать страну. Идеологические установки того времени были такие: народ-победитель не должен скорбеть и плакать. В 60-е годы началось возрождение памяти о Великой Отечественной войне, но при этом пытались скрыть масштабы потерь, превратив живую историю в формальность. Вечный огонь в каждом городе, стандартные памятники, крашеные серебрянкой, в центре села. А тысячи воинов так и не были преданы земле. К концу 80-х в стране появилось движение «снизу», от простых людей, а не властей. Люди стали собираться в отряды, искать в местах боёв останки солдат, перезахоранивать их.

Ливенские поисковики в своей работе опираются на воспоминания очевидцев, но в большей мере на документы той поры, которые удаётся найти в архивах. Например, в этом году поисковый отряд «Подвиг» приобрёл в Национальном архиве США кадры аэрофотосъёмки немецкой авиации Люфтваффе, которые они вели во время боёв в Ливенском районе. Бойцы отряда вели поисковые работы в зоне действий 143 и 148 стрелковых дивизий, где в 1942 году в районе Квадратной рощи -сейчас Речицкое сельское поселение - велись бои, названные впоследствии «Ливенский щит».

-По данным российских архивов на поле между селом Речицей и деревней Клюшники пропали без вести в Великую отечественную войну 300 солдат и офицеров, - рассказал командир Вячеслав Леонов.

Чтобы иметь точное представление, где именно проходил передовой рубеж, ливенские поисковики обратились не только к архивам Российского министерства обороны, но и к архивам Люфтвафффе, которые хранятся в США.

Каждая экспедиция - это тяжелый, никем неоплачиваемый труд. Не всегда успешный.

-Бывает выезжаем на место десять раз, копаем и ничего не находим, - говорит боец отряда Павел Аверкиев, - а на одиннадцатый раз повезёт. Наша задача - не просто копать, мы «поднимаем» бойцов, ведь это неправильно, что они до сих пор находятся там, в воронках, в землянках, окопах. Шли ожесточённые бои, времени, чтобы предать человека земле, отдать ему должные почести, не хватало. Вот мы и делаем это сейчас.

F5-0r8PAm7U.jpg

Поисковики говорят, что на раскопках чувствуешь себя совершенно по-другому, в этих местах, где погибали сотни людей, совсем другая энергетика, потому, что там живёт частичка войны.

Наверное, с этим связаны необъяснимы случаи, которые иногда происходят с поисковиками.

-Однажды искали место захоронения солдата, которое показали нам местные жители, - вспоминает Павел Аверкиев, - день копали – ничего нет. На следующее утро наш поисковик Валера говорит: «Ребята, я знаю, где он. Вот тут копать будем». Мы спрашиваем, откуда он это взял, приснилось что-ли. «Да, - говорит, - приснилось. Мне во сне пришёл солдат и сказал, где его искать». Представляете, начали там копать и правда, нашли останки бойца.

Ребят часто спрашивают, зачем они тревожат прах. Пусть бы лежали, где лежат. Но цель поисковиков не только похоронить достойно. Главная задача всё-таки попытаться найти имена солдат или офицеров, а в идеале и родных павших героев. В этом году ливенские поисковики нашли родных погибшего солдата из Ливенского района. В Приэльбрусье в августе проходил военно-исторический фестиваль «Заоблачный фронт». Поисковики прочитали документы солдат, чьи фрагментарные останки нашли на леднике Терскол. Один из погибших оказался нашим земляком. С ним было две справки на имя Дорохова Василия Андреевича, 1919 г.р., уроженца села Успенка Ливенского района. Бойцы отряда «Подвиг» нашли и встретились с сестрой Василия. До этого времени она не знала, что произошло с братом и лишь видела похоронку, присланную матери. Работы по передаче личных вещей бойца и капсулы с землёй с места гибели будут проведены в дальнейшем.

YIn71w_frPA.jpg

Но такое везение бывает редко. К сожалению, судьбы тысяч советских солдат, отдавших свои жизни на фронтах ВОВ до сих пор неизвестны. Это связано с несовершенством системы учета потерь в Красной Армии и сложными боевыми условиями. 
Наибольшее число «пропавших без вести» советских военнослужащих приходится на начальный период войны, в особенности – на 1941 год, когда РККА отступала, неся огромные потери убитыми, ранеными и пленными. 

Места наиболее кровопролитных боев, сопровождавшихся большими потерями в людях, целенаправленно перепахивались и засаживались саженцами, как это случилось в деревне Дубровке, где проходила знаменитая линия обороны, получившая название «Ливенский щит». Останки бойцов просто сдвинули в овраги и засыпали землёй.

Но ливенские поисковики руки не опускают. Их опять и опять ведёт в поле желание знать правду о войне. И ещё то особенное чувство сопричастности подвигу, которое они каждый раз испытывают, когда удаётся найти ещё одного павшего.

-Сергей Кошелев, боевой офицер, прошёл Афганистан, но и он не мог сдержать слёз, когда первый раз поднимал из засыпанного окопа кости солдата, - говорят поисковики, - ради этого стоит работать.

А дел у них впереди много. Например, как быть с воинскими захоронениями, расположенными в заброшенных и обезлюдевших деревнях, их в Ливенском районе немало. Надо бы провести сверку именных списков безвозвратных потерь со списками бойцов, чьи имена увековечены на мемориалах и устранить неточности, ошибки. Поиск - это не только подъем безвестных останков, это работа по сохранению имён людей, погибших при защите Отечества.
9HZz7qhkMjI.jpg