Наши предки – глазами иностранцев

Тема России была весьма популярна на Западе в XV-XVII вв. О нашей стране писали дипломаты, военные, купцы разных стран. Думается, палитра мнений представит интерес для читателей.
В этом повествовании – фрагменты из сочинений английского дипломата Д. Флетчера, француза
Ж. Маржерета, завербовавшегося на военную службу в Россию, германского ученого А. Олеария, много жившего в России, английского купца Р. Ченслера. Записи относятся как раз к тому времени, когда строились Ливны, а затем активно заселялись земли по реке Сосне.

11.01.2018
Геннадий Рыжкин

О царе

Наш город Ливны начал строиться в 1586 году при царе Фёдоре Ивановиче. Флетчер увидел царя таким: «...росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, ...почти смеётся. Что касается других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен... Кроме того, что он молится дома, ходит обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей...» Что касается слабоумия царя, то есть другое мнение. Во-первых, зачем английскому дипломату показывать чужого царя гениальным? Во-вторых, во время правления Фёдора Ивановича возникли крепости Ливны, Кромы, Елец... граница с татарской Ордой активно отодвигалась на юг. Разве это от слабоумия?

Продолжение записи англичанина: 
«...Постоянных телохранителей его – 2000 стрельцов, стоящих день и ночь с заряженными ружьями... Они не входят во дворец и сторожат на дворе... и около казначейства... Дом царский в Москве построен в виде крепости, обнесён стенами, уставленными множеством хороших орудий и заключает в себе большое пространство земли со многими домами, назначенными для жительства людям, известным своей верностью и преданностью царю».

Напомним, что во время царствования Фёдора Ивановича ордынцы делали набеги практически ежегодно и не по разу в год, доходя до Москвы, поэтому заботы царя о безопасности собственной и придворных, наверное, вполне обоснованы.

О стиле жизни

Жак Маржерет пишет: «...Эта страна обитаема лишь до Ливен, расположенных примерно в 700 верстах от Москвы (в 450 вертах – Прим. автора)... Эта страна весьма холодна... Во всей Европе нельзя найти лучших и более разнообразных пород пресноводных рыб, чем есть у них и во множестве, именно: осетры, белуга, белорыбица, стерлядь и все, какие есть у нас во Франции, за исключением форелей; и задёшево, как и всевозможные другие съестные припасы... Хотя съестные припасы в великом изобилии и по дешёвой цене, однако же все довольствуются весьма малым...».

Записи А. Олеария: «...Непривычны они к нежным кушаньям и лакомствам. Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы... У них имеются великолепная баранина, говядина и свинина... У них имеется особый вид печенья, называемый «пирогом»... с начинкой из мелко изрубленной рыбы или мяса и лука, пекут их в коровьем, а в посты в растительном масле. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять...

Русские имеют также приготовлять особую пищу на то время, когда они «с похмелья»... Они разрезают жареную баранину, когда та остыла, на небольшие ломтики..., смешивают их с мелко нарезанными огурцами и перцем, вливают смесь уксуса и огуречного рассола и едят это кушанье ложками.

Для питья у простонародья служит квас... а также пиво, мёд и водка... Великолепный и очень вкусный мёд они варят из малины, ежевики, вишен и др. (мёдом раньше называли брагу – Прим. автора)...

Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень...

У них в городах и деревнях много бань... Они... лежат на полке и вениками нагоняют жар на своё тело. Когда совершенно покраснеют..., то валяются в снегу..., а потом опять бегут в горячую баню..., поэтому-то они являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару...».

О простом народе

Впечатления Д. Флетчера: «...до какого рабского состояния они унижены..., можно видеть в просьбах и бумагах..., себя называют холопами, т. е. рабами... Если бедный мужик встретится с военным, дворянином или чиновником, то должен отвернуться, как бы не смея смотреть ему в лицо, и пасть вниз, ударяя головою оземь, так точно, как он преклоняется перед изображениями святых... Кроме податей, пошлин, конфискаций и других публичных взысканий... простой народ подвержен такому грабежу и таким поборам от дворян, что случается видеть многие деревни и города пустые, народ весь разбежался.

Притеснения... лишают возможности заниматься промыслами. Если и есть какая собственность, то её стараются скрыть... как обыкновенно делают при нашествии неприятельском. Вот почему народ предаётся лени и пьянству, не заботясь ни о чём более, кроме дневного пропитания... Установлено законами, чтобы никто не выходил из своего сословия, так что сын мужика остаётся навсегда мужиком... Язык у них одинаковый со славянским, который..., скорее, происходит от языка русского, нежели русский от славянского...

Если кто попадается на каком преступлении (как-то: измене, убийстве, воровстве), то прежде всего приводят его к князю или дьяку для допроса. Допрос... производится обыкновенно посредством истязаний..., преступника бьют кнутьями, сделанными из ремней..., жарят на огне и т. п. ...Различные виды употребляемой у них смертной казни: повешение, обезглавливание, утопление, сажание на кол и т. п. Это, разумеется, для простолюдинов. Что же касается лиц дворянского сословия, то иногда посадят в тюрьму, а может быть, высекут...

Письменных законов у них нет, кроме одной небольшой книги... Единственный у них закон есть закон изустный, т. е. воля царя, судей и других должностных лиц. (Заметим, что написанное относится к 16 веку).

О русских воинах

Когда предстоит война (которая бывает каждый год с татарами и часто с поляками и шведами)… рассылают повестки, чтобы все дети боярские или сыновья дворян являлись на службу…

Вооружение ратников весьма лёгкое. У простого всадника нет ничего, кроме колчана со стрелами и лука с мечом… Стрельцы, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и сабли на боку.

Что касается съестных припасов, то царь не даёт никакого продовольствия ни начальникам, ни нижним чинам… Кроме иногда хлеба, и то на их же деньги. Каждый обязан иметь с собой провиант на четыре месяца… В поход они берут обыкновенно сушёный хлеб (называемый сухарями) и несколько муки, которую мешают с водой и таким образом делают комок теста, называемый толокном, и едят вместо хлеба. Из мясного употребляют они в пищу ветчину или сушёное мясо, или рыбу… Если бы русский солдат с такою же твёрдостью духа, с какой он переносит нужду, был способен к войне, то далеко превзошёл бы наших солдат, тогда как теперь уступает им в храбрости, и в исполнении военных обязанностей (иностранцу, разумеется, нет резона превозносить чужих воинов – Прим. автора)…

Знамя у них с изображением Св. Георгия.

Русский солдат, по общему мнению, лучше защищается в крепости или в городе, нежели сражается в открытом поле…».

О татарах

Татары крымские… наиболее тревожат частыми набегами… Один или два раза в год, иногда около Троицына дня, но чаще во время жатвы. Выезжают при нападении на конях и не имеют при себе ничего, кроме лука, колчана со стрелами и кривой сабли… Простой воин не носит других доспехов, кроме своей обычной одежды – чёрной бараньей шкуры, надеваемой днём шерстью вверх, а ночью – вниз, и такой же шапки. Когда войску случается переходить реку, они ставят вместе трёх или четырёх лошадей и к хвостам их привязывают длинные брёвна, на которые садятся и таким образом переправляются. В рукопашном бое они, как говорят, лучше русских, будучи свирепы от природы… и не знают никаких мирных занятий.

При осаде города или крепости (таких осад крепость Ливны пережила множество – Прим. автора) они всегда вступают в продолжительные переговоры… обещая исполнить всё… но овладев, становятся жестокими… Устремляясь на неприятеля, бросаются они с большим визгом и криком: Олла Билла, Олла Билла (Бог в помощь)…

Главную добычу… составляет большое число пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям…

Русские, смежные с ними (к таким относились жители Пососенья – Прим. автора), держат очень мало скота, кроме свиней, которых татары не трогают... так как не употребляют свиного мяса… Их пищу большей частью составляет лошадиное мясо, которое они едят без хлеба…

Городов они не строят… но у них есть подвижные дома, устроенные на колёсах… когда отправляются на другое место, туда же перегоняют скот свой. Они расставляют свои повозки рядами, так что между ними образуются улицы, и все они вместе имеют вид большого города…

Что касается их наружности, то лица у них широкие и плоские, взгляд свирепый и страшный, над верхней губой и на подбородке несколько редких волос, стан лёгкий и стройный, а ноги короткие, как бы нарочно созданные для верховой езды… когда же поют, то можно подумать, что ревёт корова и воет цепная собака…». Такими показывает татар всё тот же Д. Флетчер.

Об отношении к вину и табаку

А. Олеарий иллюстрирует своё повествование примером: «…24 сентября 1634 года я видел… битьё кнутом… применённое к восьми мужчинам и одной женщине, нарушившим великокняжеский указ и продававшим табак и водку. Они должны были перед канцелярией… обнажить своё тело вплоть до бёдер и ложиться. Ноги связывались… Палач стегал толстым кнутом так, что после каждого удара кровь лилась… Служитель судьи читал по ярлыку, сколько ударов должен был каждый получить… После этого каждому была повешена на шею бумажка с табаком, а торговцам водкою – бутылки… а потом выгнали из города…

О религии

Из записок Р. Ченслера: «...Русские соблюдают греческий закон с такими суеверными крайностями, о каких и не слыхано. В их церквах нет высеченных изображений, но только писаные, дабы не нарушать заповеди «Не сотвори себе кумира…» Они себя считают святее нас. Они учатся только родному языку и не терпят никакого другого. Вся их церковная служба происходит на родном языке. В знании молитв они мало искусны, но обычно говорят: «Господи, помилуй меня», и десятая часть населения не умеет прочесть «Отче наш»… Таинство причащения совершается у них с большой торжественностью… Они ставят большое количество свечей и часто жертвуют деньги… У русских четыре поста в году… не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра… питаются рыбой, капустой и кореньями…

Иллюстрации из сочинений иностранных авторов