Олимпиады для школьников: на что они влияют

Выпускники школ всё чаще принимают участие в различного уровня олимпиадах, в надежде на дополнительные баллы или льготы.

23.10.2020 18:42:00

Они помогают талантливым школьникам поступать в вуз без экзаменов и на льготных условиях. В современных российских условиях при поступлении в вуз победа или призовое место на олимпиаде или 100 баллов на ЕГЭ по профильному предмету даёт поступление без вступительных испытаний. Важно помнить, что это касается только соревнований из перечня Минобрнауки и Всероссийской олимпиады школьников, которая проходит отдельно.

Ежегодно Министарство науки и высшего образования обновляет перечень олимпиад, которые признаются, как необходимые для вступительной кампании. В 2020-2021 году в него вошли 83 соревнования по разным предметам и направлениям.

По сравнению с перечнем прошлого года, на этот раз список пополнился следующими соревнованиями: вузовско-академической олимпиадой по программированию на Урале; олимпиадой Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) «В мир права» по истории и праву; открытой олимпиадой Северо-Кавказского федерального университета «45 параллель» по географии; Межрегиональной открытой олимпиадой по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Кроме того, у 17 состязаний, и ранее входивших в перечень, изменился список профилей.

Все олимпиады, входящие в перечень, являются бесплатными. Победители и призёры могут получить льготы при поступлении в вузы.

Все предметные олимпиады в России делятся на три уровня, в зависимости от состава и количества участников, заданий и других факторов. Сортировку по уровням проводят ежегодно.

I уровень – не менее 25 субъектов РФ, не менее 30% участников из невыпускных классов, не менее 70% оригинальных творческих заданий на заключительном этапе, не менее 50% заданий высокого уровня сложности.

II уровень – не менее 12 субъектов РФ, не менее двух федеральных округов, не менее 25% участников из невыпускных классов, не менее 50% оригинальных творческих заданий на заключительном этапе, не менее 40% заданий высокого уровня сложности.

III уровень – не менее 6 субъектов РФ, не менее 20% участников из невыпускных классов, не менее 30% оригинальных творческих заданий на заключительном этапе, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

Уровень олимпиады присваивается каждому предмету по отдельности. В одной олимпиаде все предметы могут быть I уровня, а могут быть все уровни вместе, по разным предметам.

Полезно помнить, что в России есть много олимпиад, которые в перечень Минобрнауки не входят. Они не помогают поступить в вуз, но в них полезно участвовать для собственного развития.

Уровень олимпиады влияет на то, какие льготы и где именно смогут получить победители и призеры.

I уровень дает зачисление без вступительных экзаменов на профильные специальности.

II уровень дает либо зачисление без вступительных экзаменов, либо 100 баллов на ЕГЭ по профильному предмету.

III уровень дает 100 баллов по профильному предмету.

Чем выше уровень олимпиады, тем больше вузов будут согласны принять ее участников на особых условиях. Чтобы получить льготу, нужно занять 1, либо 2 или 3 место.

Важно! Все результаты олимпиад нужно подтверждать баллами на ЕГЭ. Обычно достаточно 75 баллов, но некоторые вузы просят больше.

Каждый вуз сам решает, какие льготы и за какие олимпиады давать. Но выбрать только какую-то определенную олимпиаду вуз при этом не может – он должен предоставлять льготы по уровню в целом.

Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – современные реалии жизни, даже в регламент таких олимпиад, вносят коррективы. Так, Генеральная прокуратура РФ обратилась к Министерству просвещения с требованием разработать новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников. Эксперты считают, что действующий регламент не отвечает современным реалиям и может ущемлять права детей. В частности, он не до конца учитывает требования антикоррупционного законодательства и создает предпосылки к ущемлению права детей на развитие творческих способностей. По требованию Генеральной прокуратуры Министерством просвещения на данный момент ведётся работа по разработке нового порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников. Это плановая работа, инициированная министерством ещё в начале этого года и находящаяся на завершающей стадии. Работа ведётся в самом тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными органами и ведомствами. Новый порядок должен сделать процедуру проведения олимпиады более технологичной и прозрачной, в том числе за счёт использования опыта проведения ЕГЭ.