Орловским детям-сиротам предложили выдавать жилищные сертификаты

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий новый порядок обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – выдачу им жилищных сертификатов.  

28.03.2022 14:45:00

Этот законопроект комментирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подготовлен в целях введения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время указанным федеральным законом предусматривается однократное предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это право сохраняется за лицами, которые относились к данной категории и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Реализация государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот возложена на органы государственной власти субъектов РФ, однако во многих регионах жилые помещения указанной категории граждан предоставляются своевременно.

Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, по состоянию на 1 апреля 2021 г. общая численность детей-сирот, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Российской Федерации (от 14 лет), составляла 285 585 человек, из них 195 623 - это лица, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не было реализовано (18 лет и старше).

Таким образом, учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы обеспечения жильем указанной категории граждан.

Законопроект предусматривает возможность предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместо жилого помещения государственного жилищного сертификата субъекта Российской Федерации. Это именной документ, удостоверяющий право лица на однократное получение за счет средств бюджета субъекта РФ выплаты для приобретения жилого помещения в собственность.

Форму государственного жилищного сертификата субъекта Российской Федерации, требования к его заполнению, порядок выпуска и выдачи, срок реализации, размер выплаты, общую площадь жилого помещения, условия приобретения жилого помещения предлагается утверждать законом субъекта РФ.

Расчет размера выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом субъекта РФ, предлагается определять исходя из установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, других параметров, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Для исполнения субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот ежегодно бюджетам субъектов предоставляется субсидия на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 10 млрд. руб. ежегодно. Поэтому предлагаемый законопроектом механизм планируется реализовать за счет указанных ассигнований.

Также законопроектом предлагается дополнить перечень условий, при которых проживание детей-сирот в жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам детей-сирот, условиями, если в таких жилых помещениях проживают лица:

являющиеся больными хроническим алкоголем или наркоманией;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексея Ястребова, предлагаемые законопроектом изменения позволят ускорить решение проблемы, в настоящее время актуальной для многих субъектов РФ, и будут способствовать сокращению численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.