Писатели Клушин и Ростопчин были родом из Ливен

В череде известных орловских литераторов как-то забылись имена тех, кто принес литературную славу Орловщине своим творчеством - Александра Клушина и Фёдора Ростопчина.  Родились они в одном году в Ливенском уезде 260 лет назад: один в Ливнах, второй в селе Косьмодемьянское под Ливнами, но крестили их обоих в городских храмах.

23.05.2023 14:33:00
Юрий Бондарев, краевед, член Орловской региональной общественной организации «Союз военных литераторов» и РОИА

Александр Иванович Клушин родился в 1763 году в семье Ивана Степановича Клушина, подканцеляриста города Ливны. Это была обедневшая, но старинная дворянская семья. Происходили Клушины из древнего дворянского рода Орловской губернии, ведущего себя от касожского князя Редеди. В середине XVII столетия Ивану Клушину была пожалована в вотчину деревня Жерино в Серболовом стане Ливенского уезда.

В 1778 году Александр Клушин, заканчивает ливенское уездное училище и поступает на службу в Орловскую провинциальную канцелярию, а позже, в канцелярию Орловского наместничества. Затем он служил в Смоленском пехотном полку, но уже в 1790 году ушёл в отставку, имея чин подпоручика и поселился в Петербурге.Здесь он начал заниматься литературой. К этому же году относится и появление Клушина в печати: в Петербурге была издана переведенная им с французского языка одноактная комедия J. Patrat — «Рассудительный дурак, или Англичанин» («Anglais, ou le Fou raisonnable», 1781 г.). В следующем году было напечатано «Послание к другу моему В. С. Ефимьеву» (СПб. 1791 г.).

К этому времени относится, вероятно, знакомство Клушина с Крыловым, а через него и с Рахманиновым, известным поклонником и убежденным и деятельным проповедником «вольтерианских» идей. В это время Клушиным было написано несколько литературных стихотворных и прозаических произведений.

В 1793 году Клушин выступил со своей первой оригинальной пятиактной комедией в стихах: «Смех и горе», напечатанной сначала в XL части «Российского Театра», а в1795 году вышедшей отдельным изданием. Пьеса эта, представленная в первый раз в Малом театре 20-го января 1793 года, встретила восторженный прием.

13-го июня того же года представлена была и вторая, одноактная комедия Клушина, в прозе - «Алхимист», в которой один актер играет семь различных ролей. Крылов считал эту комедию Клушина новшеством в театральном мире. «Алхимист» был также отлично принят публикой.

В 1799 году в Петербурге А. Клушин, при покровительстве главного директора театров А.Л. Нарышкина, назначается цензором театральных сочинений при русском театре. На этом посту ему удаётся добиться значительных успехов. По словам А. Нарышкина, Клушин наладил деятельность театральной дирекции, переработал большую часть имевшихся пьес, создал и перевёл новые. Всё это имело результатом удвоение сборов.

23-го мая 1800 года, оставаясь в должности цензора, Клушин назначается инспектором (режиссером) российской придворной драматической труппы. 18-го октября того же года, «за отличное прилежание в трудах», был произведен в коллежские, а 5-го февраля 1802 года — в надворные советники.

В начале 1804 года Александр Иванович выезжает в Ревель на лечение, где в том же году, 11 мая, умирает.

 

12 (23) марта 1763 года, в селе Косьмодемьянское Ливенского уезда Орловской губернии (ныне с. Козьминка Ливенского района Орловской области) родился будущий граф, единственный из ливенцев, занимавший министерские посты в царском правительстве, Фёдор Васильевич Ростопчин.

Популярность Ф. Ростопчина среди современников была связана в основном с его государственной деятельностью. Уже в 1796 году — генерал от инфантерии, фаворит императора Павла и руководитель его внешней политики (Министр иностранных дел), руководитель Военного департамента (1798 г., военный министр), граф (1799), почтовый министр, московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы.

Но многие не знают, что он был ещё и довольно талантливым и известным в России литератором, писателем.

А получилось все почти случайно. В феврале 1801 года Ростопчин впал в немилость, 20 февраля был лишён всех должностей и отправлен в отставку в чине действительного тайного советника. Переехал жить в своё имение. В 1806 году им была издана брошюра «Плуг и соха». В ней Ростопчин отмечал, что, по его мнению, западноевропейские новшества скорее вредны, чем полезны в условиях России.

Именно он одним из первых заговорил о русской самобытности с точки зрения хозяйственного развития, утверждая, что земледелие и сельское хозяйство должны вестись с учетом геоклиматических и исторических особенностей России.

В этот период Фёдор Васильевич занялся и литературным творчеством. В первую очередь его вспоминают, как писателя и публициста патриотического толка, вслед за Фонвизиным, высмеивавшим французоманию.

В промежуток между фавором при дворе Павла I и назначением в 1812 году на пост московского генерал-губернатора, проживая в своем имении Вороново и в Москве, он написал большое количество сатирических комедий. По прочтении в кругу близких друзей, автор самолично уничтожал написанное. Следует отметить, что Ростопчин не считал себя профессиональным литератором и сочинял между делом. Тем не менее, его современники высоко оценивали произведения Фёдора Васильевича.

Литературная деятельность Ростопчина включает в себя дебют молодости «Путешествие в Пруссию», произведение, которое некоторые современники ставили даже выше карамзинских «Писем русского путешественника». Путевые заметки Ростопчина отличаются большей жизненностью, свободою от пут педантической цеховой литературной традиции.

В качестве публициста он стяжал громкую известность благодаря успеху своего памфлета «Мысли вслух на Красном крыльце» (1807), который был издан неслыханным для того времени тиражом в 7 тысяч экземпляров. Это резкая критика склонности русских к французомании и прославление русских исконных доблестей. По форме — это монолог старого дворянина Силы Андреевича Богатырёва, с характерными для стиля Ростопчина затейливыми словечками, как, например: «в французской всякой голове ветряная мельница, госпиталь и сумасшедший дом»; «революция — пожар, французы — головешки, а Бонапарте — кочерга. Вот от того-то и выкинуло из трубы». Произведение имело антинаполеоновскую и антифранцузскую направленность: «Господи помилуй! Да будет ли этому конец? Долго ли нам быть обезьянами? Не пора ли опомниться, приняться за ум, сотворить молитву и, плюнув, сказать французу: «Сгинь ты, дьявольское наваждение! Ступай в ад или восвояси, все равно, – только не будь на Руси». Замечу — в переносном смысле эти слова актуальны и для современной России.

Его большая повесть «Ох, французы!» была напечатана в «Отечественных записках» в 1842 году. Цель автора — изобразить идеальную русскую семью, построенную на старозаветных национальных началах в противоположность модным увлечениям французским распущенным нравам. Под именем Пустякова Ростопчин осмеял известного издателя «Друга детей» и автора многих пьес Николая Ильина.

Ф.В. Ростопчин умер 18 (30) января 1826 года.

Федор Васильевич Ростопчин, был заметной и неоднозначной фигурой в российской истории. Знали его и за рубежами нашей страны. А вот в Ливнах, Ливенском районе, да и Орловской области, на века он и его ровесник А. Клушин были преданы забвению.

И только в 2014 году на родине Федора Васильевича, в с. Козьминка Ливенского района, на здании местной школы, была открыта мемориальная доска в честь нашего знаменитого земляка.

В прошлом году в городском краеведческом музее в экспозиции картинной галереи появился портрет Ф.В. Ростопчина.

А вот память о А. Клушине в Ливнах до сих пор никак не увековечена.

 

Юрий Бондарев, краевед, член Орловской региональной общественной организации «Союз военных литераторов» и РОИА. Г. Ливны.