Понты дороже денег
Отличительной чертой современного российского общества является наличие большого числа бедного населения, чьи доходы и уровень жизни колоссально отличаются от остального населения.
Достаточно парадоксально выглядит тот факт, что по наличию некоторых товаров длительного пользования бедные, хоть и незначительно, но превосходят остальное население. Так результаты исследований бедного и остального населения, проведенного учеными Института социологии РАН выявили, что сматрфон, айфон имеют 7% бедного и 5% остального населения, айпад, планшет (7% и 5% соответственно), кондиционер (6% и 5% соответственно), посудомоечную машину (4% и 2% соответственно).
Большинство этих товаров приобретается в кредит. Что же вынуждает людей залезать в кредиты, на выплату которых у них уйдет не одни год и приобретать вещи, без которых вполне можно было обойтись. Это можно объяснить двумя обстоятельствами.
Первое, заключается в стремлении именно представителей низших слоев к обладанию престижными гаджетами, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни благополучного населения. Таким образом, приобретение дорогостоящего имущества, которое не входит ни в какой прожиточный минимум, делает его обладателя причастным к субкультуре благополучных слоев населения. Такая поведенческая установка «лопни, но держи фасон», объясняется страхом, распространенным у бедных стать не такими, как их ближайшее окружение, превратиться в своего рода «париев».
Второе, связано с так называемым «компенсаторным» потреблением. Оно заключается в том, что многие готовы годами выплачивать кредит за дорогостоящий товар в ущерб приобретению более полезных предметов. Обладание такими новинками повышает самооценку в своих собственных глазах или в глазах их ближайшего окружения. Такое поведение нельзя осуждать, так как оно является определенной реакцией психики на приниженное социальное положение. Только если в большинстве западных стран такого рода «компенсаторное» потребление жестко регулируется банками или службами кредитования, которые проводят строгий отбор клиентов или институциональными ограничениями со стороны социальных служб, то в нашей стране такие меры рационализации потребительского поведения бедного населения практически не применяются.
Данное обстоятельство находит подтверждение и в многочисленных исследованиях качества жизни и социального самочувствия различных категорий населения регулярно проводимых социологами кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС. Они подчеркивают, что особенно это касается бедной молодежи. Это позволяет им почувствовать себя приобщенным к той жизни, стать частью того мира, который является для них недоступным.
Фото с сайта youtube.com