Председатель Бородин: «Что бы я делал без своей Нины»

Нина Петровна Бородина напоминает мне чем-то жен декабристов. За мужем хоть на каторгу, хоть на край света. Её супруг, председатель колхоза «50 лет Октября» Ливенского района Леонид Егорович Бородин, конечно, не декабрист. Хотя, как посмотреть. 22 февраля исполнилось 50 лет, как Леонид Егорович Бородин стал председателем колхоза. Что это, как не тяжёлый труд на селе изо дня в день.  


IMG_20200227_111601.jpg ННН.jpg

Я тебе дёшево досталась

Несмотря на свои 87 лет Бородин остаётся на своём посту. Он всё такой же, со статной выправкой, молодым блеском в глазах и уверенностью, что только крестьянская община, каковой и является форма колхозного правления, может спасти Россию. Как ему удалось в совершенно других экономических условиях не только удержать, но и развивать сельскохозяйственное производство в отдельно взятом коллективном хозяйстве?

Леонид Егорович хитро прищуривается: «Да это всё она, моя жена. Разве бы смог я без неё не только работать, но и жить».

«Я тебе дёшево досталась, - смеется в ответ Нина Петровна, - за всю жизнь только и подарил мне одно платье. До сих пор храню».

Не от жадности это и не от невнимательности к жене. Бородины привыкли жить просто, а общественное ставить выше личных интересов. Сегодняшней молодёжи, наверное, это трудно представить, но председатель Леонид Егорович ни разу в жизни не принёс в свой дом ни литра молока с фермы, ни куска мяса.

«Да нам и не надо было, - говорит его жена, - Мы всё сами выращивали. И корову всегда держали и овец, и свиней. Курочек вот до сих пор держу. И козу. Леонид Егорович без молока не может. Выпьет утром кружку и на работу».

Выращивали – это она о себе, свекрови и детях – а их у Бородиных было пятеро. Председатель с рассветом на работу уходил, затемно приходил. Бывало, упрекнут его родные: «Ты своих ребятишек на улице встретишь – не узнаешь. Только спящими их и видишь». А он только вздохнёт. Так уж его воспитали, что главным для Бородина было общественное. Заботу о личном полностью и безропотно взяла на себя его Нина Петровна.

Голодное детство

Возможно, суровые испытания, которые выпали им в детстве, так выковали их характеры.

Они оба местные – из посёлка Кропоткино, что в шести километрах от села Троицкого. У Леонида Егоровича тоже была семья многодетной. Их у родителей было пятеро. Старший, Михаил погиб под Воронежем в 1942 году. Отец пропал без вести в Польше в 1944 году. Досталось и остальным Бородиным в оккупации. Немцы, когда пришли в их посёлок, спалили все дома. К военным воспоминаниям у Бородина отношение особое. Когда восстановили на деньги колхоза старинную Троицкую церковь, Леонид Егорович заказал и повесил в ней на видном месте доску с именами -фамилиями всех земляков, погибших в Великую Отечественную войну. Погибших воинов, на поле брани убиенных поминают на каждой службе.

Фронт - то отодвигался, то приближался к Ливенскому району. Местных жителей эвакуировали в соседний район. Бородины вернулись из эвакуации в 1943 году, в Кропоткино, построили землянку. По соседству был дом, где жила Нина Ашихмина – стройная кареглазая девчушка.

«Я после семилетки поехала в Болхов учиться на животновода,- вспоминает Нина Петровна, - через год приехала, а тут Лёня ко мне подошёл. Стали встречаться».

Пять лет проверяли свои отношения и только потом поженились. Бородин привёл молодую жену в свою землянку. Больше то некуда было. Здесь родилась первая дочка Надя.

«Сейчас молодые чуть что – разводятся, - огорчается Нина Петровна, - то денег им мало, то жильё не то. Мы-то начинали с чего. Теперь и вспомнить тяжело».

В посёлке начали строить Бородины первый свой шлаковый дом. Потом уже, как стал работать Бородин в Троицком зоотехником, построили и здесь щитовой дом. Нина к этому времени освоила в Ливнах профессию штукатура. Сама своё жильё отделывала. А Леонид Егорович в это время поссорился с начальством и перешёл на работу в колхоз имени Свердлова. Четыре года только на выходные приезжал.

Нина опять одна хлопотала по хозяйству, да ещё в город ездила на работу. В 1970 году Бородина назначили председателем колхоза. Нина Петровна стала трудится рядом с ним. Вы думаете, на какой-то должности? Ничего подобного. Рядовой колхозницей. Также, как и всем, ей давали летом тяпать вручную гектар-другой свёклы, как все, выходила на ту работу, куда председатель прикажет. Она понимала, что на неё смотрят остальные колхозники. От того, как она добросовестно трудится, зависит ответственная работа её мужа.

Лёня, ты всю Россию не спасёшь

Ответственность за землю велика. Тем более, если это земля, на которой родился и вырос. Леонид Егорович несёт эту ответственность не один десяток лет. Он консерватор в хорошем смысле этого слова. Своих взглядов на жизнь, на политику, на методы работы не менял никогда.

В его рабочем кабинете висит портрет Ленина, в кармане партийный билет члена КПРФ. И колхоз, сколько от него не требовали, сколько не убеждали в том, что нет сейчас такой экономической формы, как коллективное хозяйство, так и не согласился зарегистрировать как общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

«Не в названии дело, - считает Бородин, - главное, как на земле хозяйствовать». В колхозе «50 лет Октября» не берут кредитов в банке, здесь не сбросили с себя социальную сферу. Медпункт, оснащённый всем необходимым медицинским оборудованием, купленным на деньги колхоза, отреставрированная за счёт хозяйства старинная церковь, водопровод, клуб, столовая, детсад и школа – всё это остаётся заботой колхоза и лично Бородина.

Нина Петровна говорит ему: «Лёня, ты всю Россию один не спасёшь». Леонид Егорович только отмахивается. А может быть, вот такие, как супруги Бородины, прожившие всю жизнь в трудах, и спасли Россию. Они не тянули одеяло не себя, не набивали свой карман за счёт государства. Бородины честно трудились и людям рядом с ними от этого становилось лучше жить. В прямом смысле этого слова. Например, сейчас зарплата в Троицком -35 000 тысяч рублей, у колхозников есть социальный пакет, дома отстраивают за счёт колхозных кредитов. Каждое ли предприятие в нашем регионе может похвастаться такой заботой о человеке.

Леонид Егорович может гордиться своим колхозом, а Нина Петровна вместе с мужем своими детьми. К сожалению, и в их семью приходило больше горе – скончался в молодом возрасте единственный сын. Четверо дочерей выросли под стать родителям – достойными, уважаемыми людьми. Старшая дочь – учитель, всю жизнь отдала школе, средняя – врач. Ещё две сестры работают на Ливенских предприятиях.

У Бородиных 9 внуков и 7 правнуков, которые с удовольствием приезжают в гости к старикам. Здоровья им на многие года!