Про свинью, которая стоит в ливенском музее

В Ливенском музее стоит чучело свиньи огромных размеров. 10 ноября животному исполнилось бы 75 лет.

11.11.2019 16:05:00

Рост животного 2 метра 10 сантиметров, вес в живом виде был 400 килограммов. Этот экспонат всегда вызывает большой интерес у посетителей. И не случайно.

Свинья «прописалась» в музее в 1967 году, когда её вместе с первым томом Государственной племенной книги ливенских свиней передала в только что открывшийся музей директор госплемстанции Наталья Коровецкая. Правда, на табличке другие данные –длина туловища без головы 165 см, вес 260 килограммов.

Дело в том, что свинья по кличке Оксара появилась на свет 10 ноября 1944 года в колхозе «Стремление» Речицкого сельсовета. В первом томе племенной книги прописаны её мать, отец и даже «бабушки» и «дедушки» по отцовской и материнской линиям. Чучело из свиньи сделал в 1950 году колхозник из Воротынска Николай Воробьёв. То есть Окрана росла ещё несколько лет и прибавила в весе и росте.

Гордость Ливен - свинья

Свиньи ливенской породы- незаслуженно забытая «фишка» наших краёв. Если сейчас называют гордостью Ливен плешковскую игрушку и гармошку-ливенку, которые известны больше в среде искусствоведов, чем в широких кругах, то свинью ливенской породы до 70-х годов прошлого века можно было встретить в любом хозяйстве Центрального федерального округа, как в колхозе, так и на частном подворье.

Плодовитые, быстро растущие и в то же время неприхотливые животные были очень востребованы в сельском хозяйстве того времени.

Как всё начиналось

28 ноября исполняется 86 лет со дня организации Ливенского госплемрассадника по выведению и совершенствованию племенных свиней. Почему именно в Ливнах открыли его? Дело в том, что при обследовании свиней ещё в 80-х годах XIX века специалисты заметили в ливенских крестьянских хозяйствах крупных белых свиней. В это же время в помещичьи хозяйства бессистемно завозились сальные свиньи иностранных пород –йоркширы, линкольны, темвросы, китайские метисы.

Племенные производители смешивались с местными белыми свиньями. До революции скрещиванием и разведением местных улучшенных пород свиней занимались крестьяне-любители. Например, житель села Речица Матвей Бондарев вырастил свиноматку Высотку –одну из родоначальниц свиней ливенской породы.

Некоторые крестьяне Ливенского уезда представляли своих хрюшек даже на выставках. Так, в 1923 году в Москве на Всесоюзной выставке сельского хозяйства крестьянину Кубареву за ливенскую свиноматку была присуждена первая премия.

В связи с этим в 1931-32 годах кафедра разведения сельскохозяйственных животных Воронежского зооветеринарного института провела обследование свиноводства в Ливенском, Колпнянском, Воловском и Должанском районах. В результате обследования выявлено большое количество улучшенных белых свиней сального направления в Ливенском районе. Эта порода получила название ливенская.

В обследовании принимал участие наш земляк Василий Федоринов. В последующие годы под его руководством были заложены основы научного разведения ливенской породы свиней. Он выбрал для работы свиноматку Высотка у речицкого крестьянина Бондарева. В хозяйствах Ливенского, Никольского, Колпнянского и Должанского районов было открыто 35 ферм по разведению новой перспективной породы. Ассистент Воронежского зооветеринарного института Василий Федоринов много сил и труда отдал селекционной работе. Именно он заложил фундамент высокопродуктивной ливенской породы. Но грянул 1937 год. По оговору Федоринов был репрессирован. Новый директор Носков запретил пользоваться его бумагами, наложил на них арест. Федоринову крупно повезло. Вскоре его оправдали. Но в Ливны он больше не вернулся.

Как доставались Сталинские премии

На место Федоринова присылают из столицы молодого учёного-генетика Наталью Никифоровну Коровецкую. Генетика тогда была гонимой наукой. В Москве вряд ли Коровецкой удалось с пользой для страны заниматься любимым делом. Она осталась в Ливнах и с радостью взялась за перспективную отрасль. К началу 1937 года племенные фермы были организованы уже в 66 хозяйствах, в которых находилось 2080 маток и 257 хряков, от них было выращено 12760 голов молодняка.

Из всех рекордисток тех лет обращает на себя внимание свиноматка Оксана. От неё за два опороса получили 33 поросёнка общим весом к концу года 3,5 тонны.

Начало Великой Отечественной войны стало суровым испытанием для госплемрассадника из Ливен. Только с помощью Комитета обороны племенных животных удалось спасти от полного уничтожения.

При подходе немцев к Ливнам самое ценное ядро племенных ливенских свиней было эвакуировано в Воронеж, а потом в Саратов. На прежнее место свиньи были возвращены в 1943 году. Коровецкая и её помощники-свинарки, зоотехники с головой окунулись в работу.

В 1948 году на племенных фермах насчитывалось уже более 5000 свиней, ещё в войну ими были укомплектованы два совхоза в Орловской и Воронежской областях. Ливенские свиньи большими партиями завозятся в Курскую, Брянскую, Саратовскую области.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1949 года ливенская порода свиней, наконец, была утверждена, как самостоятельная и ей было присвоено наименование «ливенская порода». Под этим названием она осталась и в международной научной литературе.

В 1950 году госплемрассадник был реорганизован в госплемстанцию, которая размещалась в Ливнах на улице Пушкина, 6.

За достигнутые успехи кандидату сельскохозяйственных наук Н.Н. Коровецкой, П.Г. Букрееву, колхозникам Никульникову, Грешниковой, Скрябиной присуждена Сталинская премия. Многие председатели колхозов, свинарки и свинари были награждены за разведение ливенской породы свиней орденами и медалями.

Ливенская порода получила широкое распространение в СССР. В голодные послевоенные годы именно такое животное и требовалось – дающее много сала, быстро растущее, нетребовательное к кормам. По статистическим данным на 1 января 1974 года в Орловской области было 82 867 голов свиней ливенской породы или 43% от всего поголовья.

Но время требовало новшеств. Спрос населения изменился, стране были нужны мясные породы. И Коровецкая начала работу в этом направлении. С её смертью в 1991 году эксперимент так и не был завершён, а племенная работа практически прекратилась, племенные книги перестали издаваться, сократилось количество хозяйств, занимающихся свиноводством. Свиньи шли под нож, а свинарники на слом.

В память о Наталье Коровецкой на доме, где находилась госплемстанция, была повешена мемориальная доска с её именем. Но с началом ремонта дома она куда-то пропала. Несколько лет на могиле учёного, отдавшего все силы любимому делу и Родине, не было даже памятника. Потом на средства администраций он был установлен.

Как свидетельство былой славы ливенской породы и многолетнего труда сотен человек стоит в музее огромная свинья. Да кто о ней помнит.

Госрассадник.jpg

Дом на улице Пушкина, где работала Коровецкая. Доска ещё висит.