Профессии будущего: нужны ли нам экологические проповедники
Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило третье издание Атласа новых профессий – масштабного проекта, реализующегося с 2014 года при поддержке Московской школы управления СКОЛКОВО.
На основе специально разработанной методики Skills Technology Foresight при участии 4 тыс. экспертов был сформирован список из 342 профессий в 27 отраслях. Некоторые из них появятся «завтра» - потребность в них уже существует, другие – «послезавтра» (т.е. в 2030 году) – их обособление прогнозируется на основе существующих трендов.
Эксперт кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова обращает внимание на две профессии из данного списка.
Экопроповедник должен разрабатывать и реализовывать образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по образу жизни, связанному со снижением нагрузки на окружающую среду;
эковожатый – должен поддерживать инициативные общественные группы, работающие на улучшение экологии, обеспечивать обмен информацией между ними, помогать им организовать общественный контроль производств и мониторинг поведения людей. У вдумчивого читателя сразу же рождается вопрос: будут ли эти люди получать зарплату из бюджета, или же они поступят на содержание экологических организаций, «зелёных» политических партий и станут проводниками их интересов?
По мнению футурологов, экопроповедники востребованы в нашем обществе уже сегодня – горизонт появления этой профессии – «до 2020 года». Появление на рынке труда профессиональных эковожатых ожидается после 2020 года (но ранее 2030). Профессия экопроповедника отнесена к образовательной сфере, эковожатого – к социальной. Фактически, первый инспирирует экологический активизм, а второй – управляет им.
Отмечая, что экологическая тематика разрабатывалась авторами атласа в партнёрстве со Всемирным фондом дикой природы (WWF) – крупнейшей международной общественной организацей, эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова задаётся вопросом: возможно ли достичь заданных целей формирования экологической культуры россиян в рамках существующих образовательных и социальных институтов? Признавая, как несомненную важность экологической повестки для современной России, так и неоднозначный политический контекст, в котором она находилась в минувшем году, эксперт считает экоалармизм фактором, порождающим значительные политические и социальные риски, деформирующим экономическое развитие страны. Вместе с тем, Экологическая доктрина Российской Федерации и Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года содержат принципы и механизмы, следование которым способно гармонизировать экологическую обстановку в нашей стране.
Природа – одно из величайших богатств России; в соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Нужны ли нам для этого экопроповедники и эковожатые? По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светланы Букаловой, традиционные институты – школа, церковь, политические партии – должны быть более активны и убедительны в мотивации граждан к экологически ответственному поведению; контролирующим органам следует более принципиально подходить к вопросам экологической ответственности бизнеса; сохранение природы должно превалировать над получением прибыли и личным комфортом. При соблюдении этих условий профессии эковожатого и экопроповедника окажутся «лишними сущностями». Вместе с тем, рациональное зерно проектирования этих «профессий будущего» – необходимость подкрепления государственной экологической политики широкой и организованной социальной поддержкой со стороны гражданского общества.