Ребёнок имеет право учиться там, где его старшие братья и сёстры
Право на образование является одним из важнейших прав ребенка и обязанностью родителей, что прямо предусмотрено статьями 56, 60, 63, 65 и др. Семейного Кодекса РФ и обеспечивается статьей 43 Конституции РФ.
В частности, статья 63 Семейного кодекса РФ обязывает родителей обеспечить получение детьми общего образования. При этом родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что прием в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам осуществляется с учетом проживания на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Казалось бы, все предельно ясно – учись в той школе, за которой закреплена территория твоего проживания. Но жизненные ситуации складываются по-разному, место жительства меняется в связи с улучшением жилищных условий, внутрисемейных проблем и пр. Семья, имеющая двух и более детей, покидает ту территорию, которая закреплена за школой, где учится старший ребенок. И при устройстве в эту же школу младшего ребенка возникают проблемы (территориальные!), что создает очевидные неудобства, как для детей, так и их родителей.
Если в семье два ребенка будут учиться в разных школах, доставить их к началу занятий в разные учебные учреждения, как правило, отдаленные по территориальному признаку, весьма затруднительно, учитывая при этом и начало рабочего дня родителей. Ну а если детей в семье больше двух, проблема еще больше усложняется. В этих случаях фактически имеет место быть ограничение права детей на качественное образование, безопасное передвижение по пути в школу и обратно, полноценный отдых, а родителей - в возможности осуществлять трудовую деятельность и обеспечивать семью, особенно в неполных семьях. Очевидно, что только семьи с высоким достатком могут позволить ежедневное сопровождение несовершеннолетних детей в разные учебные заведения и обратно, а, следовательно, только у таких семей есть возможность иметь двух и более детей.
Право ребенка на обучение в образовательной организации вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи. Поэтому заслуживает положительной оценки инициатива ряда депутатов Государственной Думы ФС РФ, которые 13 мая 2019 года внесли на рассмотрение проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса РФ». Депутаты предлагают дополнить названную статью новым вторым абзацем следующего содержания: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры»
Как отмечает доцент Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС кандидат юридических наук Ольга Шекшуева, такое нововведение обеспечит реализацию права преимущественного приема при прочих равных условиях на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации тех детей, где уже обучаются их братья и сестры. Такое право обусловлено фактом проживания детей в одной семье. Реализация названного законопроекта направлена, прежде всего, на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, что, безусловно, способствует укреплению семьи, развитию института многодетности и обеспечивает реализацию прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.
Учитывая, что основными задачами демографической политики Российской Федерации в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351, являются повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепление института семьи, что в свою очередь требует усиления государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечения их потребностей, предлагаемые депутатами законодательные инициативы направлены на укрепление семьи, создание благоприятных условий решения демографической проблемы в стране, рождение детей в семьях, где им рады, где они желанны и где им созданы все условия для полноценного развития и воспитания.