Социальный капитал и провинция
Качество жизни населения страны и уровень социально-экономического развития государства определяется не только производственным потенциалом реального сектора экономики, развитием инфраструктуры, объемом произведенных благ, но и доступностью ресурсов развития для различных групп населения.
От того, как оценивают граждане России свое состояние в настоящем и чего ждут от будущего, зависит уровень общественного оптимизма (пессимизма) в стране.
Учитывая актуальность этой проблемы, Институтом социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной Службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) проведен социологический опрос населения в возрасте 25-65 лет. Отношения опрашиваемых о доступности ресурсов развития проводилась по показателям: наличие постоянной занятости, рост заработной платы, рост профессионального и социального статуса, повышение качества образования, развитие социального капитала.
Комментируя результаты исследования, эксперт Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова, отмечает, что качество своего образования высоко оценивает 45% респондентов, однако в целом по специальности работает менее 60% опрошенных. Максимальный показатель устойчивой занятости демонстрируют специалисты высшей квалификации. Тревожным моментом выступает тот факт, что только группа 25-35 лет считает, что найти новую работу для них достаточно просто, но чем старше контингент опрашиваемых, тем ниже они оценивают для себя вероятность смены работы без потери зарплаты и статуса. После 55 лет только 26% уверены в своем трудоустройстве.
Перспективы роста социального статуса определяется его соответствием в настоящее время уровню образования и квалификации конкретного человека. По этому критерию более половины опрошенных с оптимизмом смотрит в будущее, рассчитывая на карьерный рост.
Социальный капитал оценивался через категории сплоченности и доверия. Сплоченность характеризуется объемом помощи, которую человек может привлечь от близких ему людей. Только треть опрашиваемых считает, что обладает обширными социальными связами, и примерно столько же не рассчитывают на свое окружение. В тоже время, доверять друг другу люди стали меньше. Примечательно, что старшая возрастная категория меньше всего рассчитывает на помощь своих друзей и родственников и, одновременно, меньше всего испытывает доверие к ним.
По результатам исследования экспертами сделан вывод, что социальный капитал является довольно дефицитным в современной России, поскольку социальная сплоченность в обществе недостаточно высока, а межличностное и межгрупповое взаимодействие демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. Из всех компонентов социального капитала менее всего россиян устраивает уровень их доходов.
Эту позицию разделяют и эксперты кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС. Однако, по их мнению, в исследовании не отражены существенные межрегиональные различия огромной страны. Даже в рамках ЦФО социальный капитал благополучных в социально-экономической плане Московской, Белгородской, Курской областях будет существенно выше, чем в Орловском, Костромском, Владимирском регионах. Если же сравнивать крупные города с сельскими территориями, то разница будет еще больше. Российские села и деревни стали территориями общественного пессимизма. Все моменты необходимо учитывать при разработке программ пространственного развития регионов страны.