Цены на продукты для новогоднего стола или индекс оливье

Салат оливье, мандарины и шампанское традиционно являются символами новогоднего стола. Росстат ввел даже «индекс оливье» – на сколько увеличилась цена ингредиентов для традиционного новогоднего салата.  

30.12.2020 11:08:00

Ингредиенты для 2 килограммов салата оливье в России в 2020 году подорожали на 6,8%, что выше уровня инфляции в среднем по стране. Данные получены по методике «индекса оливье» Росстата. В расчете на указанное количество салата требуется: 400 граммов маринованных огурцов, 380 граммов консервированного горошка, полкило картофеля, 200 граммов моркови, 4 куриных яйца, 300 граммов докторской колбасы, 100 граммов лука и 200 граммов майонеза.

В 2020 году стоимость салата выросла с 326 до 348 рублей, то есть на 6,8%. При этом рост цен был неоднородным: достаточно значимо подорожал картофель, а стоимость моркови выросла более чем на 20%. Таким образом, удорожание оливье опережает уровень инфляции в этом году.

По данным Росстата, с начала года потребительские цены выросли на 4,7%. В декабре 2019 года покупка продуктов, необходимых для приготовления оливье, в среднем в России обходилась в 326,47 руб., что на 4,3% больше, чем в 2018 году.

В Орловской области в 2019 году стоимость салата составляла 338,26 рублей, а «индекс оливье» - 6,58%.

Второй популярный новогодний продукт – мандарины – подорожали в предновогодний период в среднем на 20-25 процентов. Торговые компании объясняют это ростом курса доллара, так как большая часть мандаринов – импортные. Средняя стоимость 1 килограмма мандаринов составила 104 рубля, что привело к снижению объёма покупок на 10%.

По данным Интерфакса, потребление шампанского в России в уходящем году сократилось на 10%, причем спад ускорился к концу года. Перед Новым годом, за первые три недели декабря, продажи сократились на 38% по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год, до 214 млн рублей. Количество транзакций при этом уменьшилось на 60%. Также отмечается рост цен на шампанское, цена которого теперь в среднем составляет 400 рублей. При этом общий оборот алкомаркетов в декабре вырос на 64%, а количество транзакций - в полтора раза. Но по игристым винам, кроме января 2020 года, когда траты населения на товар выросли на четверть в годовом выражении, почти все месяцы года наблюдалась отрицательная динамика, усилившаяся в декабре. Снижение было особенно заметным во время самоизоляции в марте-апреле (-15% к уровню прошлого года) и ближе к концу года, когда россияне обычно начинают закупать шампанское к праздничному столу. Так, в ноябре продажи игристых напитков снизились на 25% к предыдущему году.

По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ларисы Тугачевой, сложившаяся ситуация свидетельствует о снижении реальных доходов населения, расходы на традиционные продукты для новогоднего стола в привычном количестве занимают все больший удельный вес в семейном бюджете.