В Орловской области четырёхдневная рабочая неделя: далёкая мечта или близкое будущее?

30 сентября Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представило в Правительство РФ доклад, анализирующий целесообразность перехода на четырёхдневную рабочую неделю и влияние этого на экономическую и социальную сферы жизни страны.

10.10.2019 12:18:00

С момента своего «возвращения» в публичное пространство идея перехода на четырёхдневную рабочую неделю снова собрала неоднозначные отклики.

Минтруд рассмотрит вопрос о введении в качестве эксперимента четырехдневной рабочей недели на предприятиях, которые входят в нацпроект по повышению производительности труда. При этом ни одно из предприятий, которые участвуют в данном нацпроекте, не выразило добровольного желания ввести четырехдневную рабочую неделю. Об этом в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» рассказал заместитель министра экономического развития Петр Засельский. Он добавил, что говорить о четырехдневке в контексте нацпроекта сложно, так как в нем задействованы в основном промышленные предприятия с безостановочным производством. Это немного странное заявление, так как круглосуточное производство предполагает посменную занятость. Соответственно, сокращение продолжительности рабочей недели приведёт к сокращению продолжительности и количества рабочих смен и росту числа занятых. Экономическая эффективность в данном случае обеспечивается сопоставимым ростом производительности труда, что вполне соответствует целям нацпроекта. Кроме того, увеличится число квалифицированных рабочих, занятых на высокотехнологичном производстве, что также соответствует стратегическим приоритетам развития экономики России.

Закономерно, что в регионах даже администраторы высшего ранга не вполне понимают суть вопроса и качество встающих задач. К примеру, руководитель промышленного блока администрации Орловской области Геннадий Парахин так прокомментировал в интервью информагентству «Орловские новости» возможность сокращения рабочего времени на орловских предприятиях, вошедших в нацпроект: «Я … выступаю за то, чтобы человек мог выбрать. К примеру, работать 4 дня на одном предприятии, и еще 2 дня на другом, чтобы получать достойную заработную плату».

Эксперт кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова полагает, что сокращение рабочей недели и добавление ещё одного выходного, несмотря на высказанные опасения, обладает существенным позитивным социальным эффектом. Она напоминает, что в современной постиндустриальной экономике доминирует сфера услуг, в которой производительность труда невозможно выразить в единицах продукции. Существенные теоретические затруднения вызывает оценка эффективности труда чиновников. Нелепо мерять производительность труда парикмахера постриженными клиентами, продавца – проданными туфлями, и совсем невозможно измерить производительность труда врача или учителя. Во всех этих случаях в трудовой деятельности велика доля субъективного, личностного компонента, и повышение интенсивности труда неблагоприятно сказывается на его качестве.

Как отмечает Светлана Букалова, научно-технический прогресс за столетие привел к впечатляющему улучшению условий жизни, облегчению физического труда, позволил значительно сократить продолжительность рабочего времени при существенном расширении материального производства. В развитых странах значительно повысился возраст вступления в трудовую деятельность. Поскольку данный тренд сохраняется и выходит на новый уровень с учётом внедрения в производство и управление передовых информационно-коммуникационных технологий, он неизбежно ведёт к дальнейшему сокращению рабочего времени как в течении недели, так и в течении жизни.