Вспоминая Олега Якубсона
Думаю, в нынешних Ливнах многие знали или, по крайней мере, слышали об Олеге Леонидовиче Якубсоне.
Наверняка, люди постарше вспомнят, что его фамилия известна в городе ещё с довоенных времён. Причём, связана она с двумя настоящими коммунистами. Не такими, каких мы сегодня привыкли видеть в Думе на телеэкране, постоянно чтото разоблачающих, но находящихся при этом на очень приличной, не снящейся простым людям зарплате, при гарантированной заоблачной пенсии.
Настоящим коммунистом был отец – Леонид Яковлевич. Романтик новой жизни в духе героя одноимённого фильма Юлия Райзмана. Преподавал в педтехникуме, был репрессирован через несколько недель после рождения Олега. Отсидев год и восемь месяцев, чудом амнистирован и даже восстановлен в правах и в партии. Погиб уже на фронте, в августе 1941 года под городом Ельня, куда ушёл добровольцем в первые дни войны.
Настоящим коммунистом был и дядя Олега Леонидовича – Анатолий Яковлевич. С 1953 года он более десяти лет работал первым секретарём Ливенского райкома партии.
Таким же достойным человеком прожил свою жизнь и Олег Якубсон. Кроме стандартных строчек биографии, он оставил после себя ряд весьма значимых дел. В их числе находится обнаружение захоронений, последующее исследование и участие в создании мемориала в
Липовчике; создание современного Ливенского краеведческого музея; открытие окаменелых останков земноводного, древнейшего на сегодня (350 млн лет) из обитавших на территории России и названного по археологической традиции Якубсонией ливенской (Jakubsonia livnensis). Имеет он и прямое отношение к завершающемуся в Липовчике строительству часовни Новомучеников и Исповедников Российских. Может показаться, что Якубсону просто везло и его достижения случайны. Это сильное заблуждение. Судьба не щадила Олега Леонидовича, и всё сделанное им есть исключительно плод целеустремлённости, трудолюбия и его человеческих качеств.
29 октября прошёл год, как Олега Леонидовича не стало. Кто-то из выступавших на похоронах сказал, что краеведа и человека его уровня в Ливнах нет и не будет. В это не слишком верится. Многовековая летопись города изобилует замечательными людьми, а коекто из будущих, возможно, даже читает эти строки. Лично для меня и, думаю, не только, Олег Леонидович является ливенской легендой. Его уход навсегда оборвал связь с доперестроечными Ливнами 60–80 годов. Однако, полным ходом идёт новое столетие, и через своих учеников и друзей Олег Якубсон по-прежнему остаётся участником уже новой истории.