За рекой Ливенкой. В Заливенске строили самолёты и делали папиросы

Заливенка — слобода с особой историей. Это старинный район города со своим колоритом, жизненным ритмом, укладом, традициями. «Заливенские» всегда претендовали на уважение к своему характеру, увлечениям, образу жизни. Для краеведов каждый дом, каждая улица в этом районе Ливен таит столько открытий, что можно писать целую книгу.

04.09.2013   Краеведение   0 коммент.   4065 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -Вид на Заливенку из городского парка (конец XIX века).

Вид на Заливенку из городского парка (конец XIX века).

Новости Ливны -Вид на Заливенку из городского парка (конец XIX века).

Вид на Ливны с Заливенской слободы. 1. Сергиевская церковь. 2. Ныне библиотека им. Пушкина.

Новости Ливны -Вид на Заливенку из городского парка (конец XIX века).

А. Р. Красова с правнучкой Кристиной.

Старое Заливенское кладбище — отдельная тема. Постараемся коснуться всего этого многообразия в наших дальнейших номерах.
Согласно исторической справке краеведа М. Я. Строева, на месте нынешней Заливенки располагались Покровская и Успенская слободы. «В них жили полковые и сторожевые казаки, главная задача которых путем несения караульной службы на дальних и ближних сторожах преграждать противнику путь к Москве, а также выступать в поход в случае обнаружения противника. В конце XVIII в. в этих слободах насчитывалось 234 казачьих двора, а также дворы казачьего головы и двух казачьих сотников,  да еще 36 дворов «выбылых казаков». В слободах располагались приходские храмы: в Покровской – церковь Покрова Пресвятые Богородицы и Мученика Христова Никиты, а в Успенской – Успения Пресвятой Богородицы с приделом Архангела Михаила».
В этот раз знакомство с Заливенкой я начала с улицы Набережной. На пересечении ее с ул. Заливенской встретилась с Александром Ивановичем Распоповым, который является председателем уличного комитета и очень уважаемым человеком. Он рассказал о Набережной и познакомил меня с интересными людьми.
— По Набережной, 5 раньше находилась церковь. Во время войны в ней люди спасались от бомбежек, я уже помню ее разрушенной, одни стены стояли. Мне об этом рассказывала бабушка, которая жила в нашем доме, еще старом тогда, с 1937 года (сегодня это Заливенская, 5). А до этого времени они жили недалеко от церкви, еще там была мельница, и их дом постоянно подтапливало. В начале Набережной улицы также стоит старинный дом, где жили родные нынешнего директора лицея им. С. Н. Булгакова М. О. Зиборовой.
Вторая мельница стояла у Ливенки в начале Заливенской улицы(всего же только по одной реке Ливенке стояли три мельницы — на месте слияния Сосны и Ливенки, под городским парком и у маслозавода). Дорога проходила по плотине через речку, поднималась в гору к библиотеке в городском парке. По этой дороге заливенские дети шли учиться во вторую и третью школы.
От колонки по ул. Набережной до перекрестка с Заливенской раньше был пустырь. На его месте еще ранее было татарское кладбище.
— Когда копали скважину под колонку, закладывали фундаменты домов, — вспоминает А. И. Распопов, — находили человеческие останки: сапоги с загнутыми носами, длинные черные женские волосы.
На этот же перекресток выходили въездные ворота с большого церковного двора.
Через перекресток, ниже к реке располагалась табачная фабрика. Дом Александра Ивановича и соседние с ним строились на фундаменте фабрики и ее подвалов.
Но когда соседних домов еще и в помине не было, по Набережной, мимо дома моего собеседника пролегала мощеная белым камнем дорога, которую начали делать до войны, в 1940-м году. Вела она к механическим мастерским по ремонту самолетов. По дороге волокли тракторами самолеты без крыльев в мастерские. Участок этой брусчатки можно видеть и сегодня.
Перекресток Заливенской и Набережной улиц столь интересен, что не перестаешь удивляться. В войну в это место попадали бомбы, но старый деревянный дом, являющийся старинной достопримечательностью, сохранился на своем месте чудом. Ударная волна от бомбардировщика прошла ровно по дороге, не задев строение.
До середины 20-го века он принадлежал семье священнослужителей.
Сегодня там живут две разные семьи. К одной из них мы заглянули. Внутри дома —большие светлые комнаты, и, хотя хозяева уже немного перестроили их, под этими сводами, в этой старой планировке чувствуется величие и спокойное достоинство прежних жильцов. Соседи же с другой половины дома, обновив его фасад, постарались сохранить стиль старого русского терема, используя резные деревянные наличники на окнах, украсив подобным образом арку и вход на крыльцо, забор и калитку. Загляденье!
Камни нижней половины дома обтесаны и подогнаны с такой изумительной точностью, что повторить такое искусство не получилось: хозяева одной из половин дома, делая ремонт, пронумеровали камни и разобрали фундамент, чтобы сложить его в более удобном для них варианте. Сложили хорошо, правильно, но не смогли добиться той изысканной, прежней легкости и точности кладки…
Старейшая жительница дома — Александра Дмитриевна Говорова встретила нас радушно.
Живет она здесь с 1950-го года, работала в сфере торговли. Имеет награды как труженик тыла во время Великой Отечественной войны, медали за доблестный труд. Сегодня ей 90 лет!
— Когда батюшка, хозяин дома умер, его дочь вышла замуж за елецкого юриста. Они остались жить в Ельце, а нам дом продали. У нас даже денег сразу не хватило на нашу половину, мы долго еще расплачивались за него. Каждая комната дома выходила на балкон, везде в комнатах стояли печки-буржуйки. Внизу на этаже комнаты располагались точно в таком же порядке.
Папа Александры Дмитриевны сделал ремонт, благоустроил его.
— Раньше в Ливнах домов такого типа было довольно много, — поддерживает разговор дочь хозяйки Татьяна Ивановна. — Например, у С.Н. Русинова на ул. Крестьянской.
Этот старинный дом имеет свою душу, если можно так сказать. Хорошо бы сохранить его подольше!
Дальше А.И. Распопов провожает меня вниз к Ливенке, где знакомит еще с одной старейшей жительницей не только Заливенки, но и Ливен.
Александре Романовне Красовой 97 лет! Она сидит у крыльца двухэтажного дома, построенного ее детьми, а старенький дом, в котором прожила она с мужем, рядом, через заборчик.
Удивительно милая пожилая женщина, с добрым характером, приветливым выражением лица. Отвечать на мои расспросы помогают ей две дочери и внуки. Особенно красивая правнучка – Кристина — стоит рядом и слушает семейные истории.
— Родилась я в деревне Красово, потом моя семья перешла жить в Ровнецы, что на реке Труды. Отец в колхоз не пошел. Его раскулачили, посадили в тюрьму. Я с матерью жила дома. Оттуда нас выгнали, наш дом продали.
Так Александра Романовна оказалась в Ливнах, жили у старшей сестры. После войны, выйдя замуж, построились молодожены в Заливенке, почти на берегу речки.
Но еще до войны, в поисках лучшей жизни, уехала Александра Романовна на Донбасс, на Украину, как и многие жители Ливен и Ливенского района в те годы. Там ее застала война. Почти сразу, волей рокового случая, оказалась она в Германии, в плену. Работала на фабрике, клеила с другими украинскими девчатами картонные короба. За три года на чужбине пришлось много работать и много испытать, без документов и без прав…
— Вскоре мы поняли, что война идет на убыль! Нам предлагали тогда остаться в Германии: дескать, что толку возвращаться в разруху, под соломенные крыши.
Но я сказала: «Лучше я посплю под соломой, в бедности, но на родимой сторонушке!»
И сказала свой самый первый деревенский адрес на Орловщине – Здоровецкий район, деревня Красово…
Труженики, приветливые и отзывчивые люди, живут на улице Набережной и в начале Заливенской. Еще многое хочется узнать о жизни этих семей и домов. Но для этого нужно зайти в гости к каждому… Встретимся в Заливенке еще не раз на страницах нашей газеты!



написать комментарий