Трагедия 143-го полка из Ливен

В 1868 году в Ливнах дислоцировались подразделения 143-го пехотного полка, в 1899 году недалеко от ж/д вокзала возвели для него здания.

09.10.2014   Краеведение   0 коммент.   2440 просм.    Автор: Виктор Глебов
Новости Ливны -После боя. 1914 г.

После боя. 1914 г.

Новости Ливны -После боя. 1914 г.

Одно из зданий, в котором размещался 143-й Дорогобужский полк.

Новости Ливны -После боя. 1914 г.

Одно из них сохранилось до сих пор. Построено оно из красного кирпича и стоит на территории площадки № 1 «ГМС Ливгидромаш» вблизи железнодорожного пути.  
Вообще говоря, 143-й полк назывался Дорогобужским, хотя и размещался в Ливнах, а Ливенский полк стоял в Калуге. Так именовать полки было заведено в царской России, вероятно, с той целью, чтобы запутать иностранную разведку. Численность полка составляла несколько тысяч человек, и, чтобы снизить нагрузку на города дислокации, подразделения (батальоны) были разбросаны по разным местам.
7 июля 1906 года два батальона полка, в момент, когда в России происходили крестьянские беспорядки, были направлены в Воронежскую губернию для их подавления. А в 1907 году дорогобужцы праздновали столетний юбилей со дня своего формирования, и получили новое Георгиевское знамя с надписью «За Севастополь в 1854 и 1855 годах» и датами: «1806-1906». Прислано оно было вместе с императорской грамотой, гласившей: «Нашему 143-му пехотному Дорогобужскому полку…Повелеваем знамя сиё употреблять на службу Нам и Отечеству с верностью и усердием, российскому воинству свойственным. Николай». Командир полка полковник Одинцов в ответной телеграмме обещал верно хранить новое знамя, как святыню, и передать потомкам завет стяжать величие Монарху и славу Русскому оружию».
В Первой мировой войне полк воевал в составе 36-й пехотной дивизии XIII армейского корпуса 2-й армии считанные недели. В сражении под Танненбергом (Восточная Пруссия) 15-16 августа 1914 года был окружен и уничтожен немцами. Из числа знамен, разбитых 2-й армией, спасенными оказались знамена трех полков. Знамя 143-го полка германцы также  не  захватили. Позднее, в берлинском военно-историческом музее демонстрировались лишь элементы знамени: древко, копье и скоба, найденные немцами 29 августа среди тел убитых русских солдат у деревни Дереттон (ныне Доротово). В музее выставлялась и грамота, посланная в столетие полка. Эти реликвии вернулись в нашу страну после окончания войны 1941-1945 годов.
Но как же, все-таки, погиб полк?
Командир XIII армейского корпуса генерал Клюев при выступлении на позиции из Алленштейна для охраны города и имущества полков оставил батальон 143-го и еще батальон 141-го Можайского полка. Эти два батальона подверглись нападению германских войск. Причем героически сражавшийся батальон дорогобужцев был уничтожен полностью. Остальные батальоны Дорогобужского полка по личной инициативе командира полка полковника В.В.Кабанова у деревни Доротово были развернуты в боевой порядок, чтобы остановить противника. Несмотря на сильный натиск превосходящих сил немцев и огромные потери (в некоторых ротах до 92 процентов), батальоны полка до вечера упорно отстаивали свои позиции, а затем ночью отошли вдоль берега озера Гросс Плауцигер. Соединились с дивизией.
В результате изучения разнообразных исторических источников стали известны подробности произошедшего. Артиллерию в Алленштейне не оставили. Повозки с патронами не подошли. Из четырех пулеметов отстреливался только один, потом ввиду отсутствия патронов и винтовки перестали стрелять. Против немецкой артиллерии у дорогобужцев оставалось одно оружие – русский штык. И пошли они в штыковые атаки, неся огромные потери. Был убит пятидесятитрехлетний командир полка Кабанов. Всего 10 солдат остались в живых. Они понесли своего убитого командира полка и знамя в сторону границы. Когда возникла угроза пленения, знамя сорвали с древка и спешно зарыли его вместе с Георгиевскими и Александровскими лентами. Немцам удалось захватить лишь древко со скобой и навершие, которые и попали в берлинский музей.
Судьбу знамени рассказал в 1965 году в журнале «Военная быль» В. Годелюк со слов поручика С. Офросимова, который после разгрома полка, раненый, отступал лесом с товарищами. Случайно встретились с небольшой группой солдат их же полка во главе с унтер-офицером. Последний имел при себе свернутое знамя, которое он передал Офросимову. Всем им удалось пробраться к своим и передать полотнище знамени 143-го Дорогобужского полка начальствующему составу. Ныне цела «Императорская грамота на вновь высочайше пожалованное знамя 143-му пехотному Дорогобужскому полку в день 100-летнего юбилея полка», подписанная императором  хранится в научном архиве Российской истории Российской академии наук.
И последнее. Минуло ровно 100 лет со дня гибели полка, расквартированного тогда в нашем городе, а это значит, что на чужой земле сложили головы несколько тысяч наших соотечественников, среди которых наверняка были ливенцы. Всего в Первую мировую войну на фронт были мобилизованы 30 тысяч жителей Ливенского уезда, до 6 тысяч из  них пали на полях сражений. Многие совершили подвиг во славу русского Отечества, среди них известные ныне 8 полных кавалеров Георгиевского креста (четыре ордена), наших земляков. Или взять генерала Н. Г. Матвеева, выпускника Ливенского реального училища, награжденного восемью орденами, или другого выпускника того же училища Павла Лаврова, летчика, погибшего в  Первую мировую… Сотни патриотических биографий.
И вот бы поставить в городе хотя бы простой памятный знак, напоминающий потомкам о подвигах их предков. Ведь столетие минуло, да и было бы это вместо слов делом, направленным на воспитание патриотизма у молодого поколения.



написать комментарий