В День города в Детской художественной школе откроется выставка работ ливенского художника Александра Михайловича Мишина. Это дань любви и памяти, которую коллеги приносят мастеру.
23.06.2010
Культура
0 коммент.
953 просм.
Автор: Людмила Перелыгина
А. Мишин, автопортрет.
Все ливенцы, учившиеся в школе №3 в начале шестидесятых годов были знакомы с одной из работ ливенского художника Александра Мишина, правда, при этом не подозревали о его существовании. В фойе школы несколько лет встречало творение его кисти - копия Васнецовских «Трех богатырей». -Тоже с этими богатырями была история, - вспоминает сейчас ученик и коллега Александра Михайловича, преподаватель художественной школы Николай Андреевич Сысоев. – Он написал их за три дня, чтобы доказать своему начальнику, что все- таки что- то умеет. И с этой картины началась его вторая карьера в нашем городе. Первая попытка прижиться в Ливнах окончилась печально. Слишком оригинален и самобытен был этот человек, чтобы легко вписаться в реалии тогдашнего общества. После окончания Курского художественного училища, ливенец Александр Мишин поступил в Харьковский художественный институт. Доучился до третьего курса. И был отчислен. За что именно, он никогда не вспоминал. Рассказал только, что участниками шалости были еще трое его однокурсников. Всем пришлось покинуть Харьков. Парни вместе поехали в Ленинград в Академию художеств. -Профессию мы сдали на пятерки, уже считали себя принятыми, - говорил Александр Михайлович. – И внезапно получили обратно экзаменационные листы, в которых пятерки были зачеркнуты и вместо них выведены жирные двойки. В родном городе для А.М. Мишина нашлась работа художника – оформителя в районном Доме культуры. Там в нем души не чаяли. Уж очень много умел. Афишу нарисовать, декорации написать, зал к празднику оформить, изготовить гипсовое литье. Из-за декораций и вышла история, которую городские художники сейчас пересказывают как легенду. - Стоит он, пишет декорацию, - рассказал о давнем случае Н. А. Сысоев. – И тут входит женщина. И начинает делать ему замечания по ходу работы. - Он спрашивает: «Вы кто такая?» Она ему: «Третий секретарь горкома КПСС». - Ах, секретарь. Ну, тогда Вы не специалист в нашем деле. Выйдите, пожалуйста, из комнаты. На следующий день Мишин был уволен с работы. Ни на одном предприятии Ливен не хотели брать в штат строптивого художника. Пришлось уехать в Мариуполь, там он стал преподавать в школе рисование и черчение, и, в то же время, писать картины «для души». Женитьба, рождение дочерей, первая персональная выставка… Но через несколько лет Александр Михайлович возвращается в Ливны одиноким. Все богатство – большие папки этюдов и набросков. Мишин ни с кем не поделился своими проблемами. Да и не до жалоб было, нужно было работу искать. Устроился в оформительскую мастер-скую. Эта маленькая организация принадлежала Орловскому областному союзу художников, и звонков из Ливенского горкома партии там никто не боялся. В мастерской стояла незаконченная копия «Трех богатырей». Заказчик ждал работу. У автора она «не шла». Когда коллега уехал в командировку Александр Михайлович за три дня окончил картину. После этого заказы посыпались градом. Просили скопировать Айвазовского, Шишкина, даже Рембрандта. Сейчас такой ажиотаж выглядит странным. А в пятидесятые и в начале шестидесятых годов высшим шиком считалось украсить учрежденческий интерьер копией известной картины. - Копирование его не особенно тяготило, - вспоминает сейчас Н.А. Сысоев. – Мишин смотрел на него, как на выгодный заработок, оставляющий возможность для собственного творчества. Копии писались быстро, а рядом с ними возникали собственные работы. Портреты, пейзажи, зарисовки маслом и карандашом. Большие листы заполнены карандашными портретами. С них смотрят ливенцы шестидесятых годов. Приметы времени в одежде и прическах, и вечное во взглядах и выражении лиц. Красота юности, сила зрелости, старческое угасание… Сейчас эти работы хранятся в Детской художественной школе. - Показываем ребятам, как образцы того, что можно сделать карандашом, - говорит директор ДХШ Елена Михайловна Сапрыкина. – Это работы очень высокого класса. Странно, что художник такого мастерства не участвовал в больших выставках, не имел собственной студии, наконец, не попал в поле зрения серьезных критиков и теоретиков искусства. - Ничего странного, - пояснили учителя ДХШ. – В советские времена художники делились по классам в зависимо-сти от образования. Мишин, не окончивший вуза, не мог участвовать в выставках профессиональных художников. Он считался представителем, так называемого, «народного творчества». Хотя был настоящим профессионалом. Последнее место работы Александра Михайловича - ливенский спиртзавод. Он был принят туда в качестве художника – оформителя. Но не это было главным в его жизни. Он по-прежнему писал свои собственные картины. Все эти картины «разошлись по рукам». От них остались только эскизы маслом. Наполненные светом и движением, удивительно живые и выразительные. Темы незатейливы: сенокос в деревне, девушка в лодке, рыбная ловля. Краски ярки и прозрачны. Кажется, он сам понимал ценность этих работ и хотел оставить на память родному городу. Часть творческого наследия художника после его смерти отдали в городской краеведческий музей. Часть разошлась по рукам друзей и знакомых. Несколько работ хранится у сестры художника. - В этом году Александру Михайловичу исполнилось бы 75 лет, - говорит директор детской художественной школы Е.М. Сапрыкина. – И мы решили сделать юбилейную выставку его работ. По-смертную выставку очень талантливого и интеллигентного человека. Даже уезжая в отпуск А. М. Мишин за-хватывал с собой карандаш и краски. Волжские плесы и северные деревни, море и горы – все это и сейчас сохранилось. - Такому таланту другую бы судьбу, чтобы развернулся он по-настоящему, - говорит теперь Н.А. Сысоев. – Не получилось. Так пусть хотя бы память у ливенцев останется об Александре Михайловиче Мишине – художнике Божьей милостью.
|