Горький хлеб жаркого лета

Более полутора тысяч гектаров кукурузы на зерно и свыше четырех тысяч гектаров гречихи не будут убирать в Ливенском районе. Их дешевле запахать, чем обмолотить.

18.08.2010   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   1157 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -

Окончилась уборка зерновых и крупяных культур. О том, сколько собрали крестьяне, и что ждет наше село дальше, мы поговорили c начальником отдела растениеводства Управления сельского хозяйства, агрономом с многолетним стажем, Петром Васильевичем Даниленко.
-То, что 2010 год засушливый и тяжелый для крестьян, понятно любому горожанину. Насколько он оказался труден по сравнению с другими годами?
- Такой засухи не бывало на наших землях много лет. В июле – августе Ливенская метеостанция вела мониторинг влажно-сти почвы. И сравнивала эти показатели со средними данными по влажности за последние пять лет. В сводке за 28 июля мы увидели, что в почвенном слое глубиной 0,20 см содержится всего 1 миллиметр влаги. А  в норме должно быть 25 миллиметров, а в хороший год и больше.
2010 год с самого начала оказался несчастливым годом для хлеборобов. Морозы сильно повредили озимые хлеба, которые в засушливый год могут дать неплохой урожай. Только  ЗАО «Орловское» в этом году повезло. Их озимые вышли из зимовки без повреждений. И, несмотря на засуху, в этом хозяйстве собрали по 32 центнера зерна с гектара.
Но таких «везунчиков» в Ливенском районе больше нет. Лучшие хлеборобы из Речицы, Сосновки, Успенского получили по 25 центнеров с гектара. Тогда, как в прошлом году, многие из перечисленных хозяйств собирали и по 45 центнеров с гектара. В Казанском этим летом собрали 12 центнеров с гектара, ЗАО имени Карла Маркса – 15 центнеров, Здоровец -12 центнеров.
-Для района – это катастрофа?
- Для селянина каждый год – катастрофа. И когда зерна много, и когда его нет. Недостатки слабых производителей перекрываются достижениями сильных и в общей сумме ливенский урожай 2010 – 162 тысячи тонн хлеба. Конечно, это только чуть больше половины от прошлогоднего урожая, но для таких тяжелых погодных условий, в общем, неплохо.
Гораздо хуже обстоит дело с гречихой и бобовыми, с кукурузой. Из четырех тысяч гектаров посевов гороха половина погибла, из пяти с лишним  тысяч гектаров гречихи четыре тысячи шестьсот пришлось перепахать. А оставшиеся 1200 га дали всего по 3 центнера с гектара. Собрали только семена. Кукуруза тоже не порадовала. Растения не образовали початков. Зерновой кукурузы просто нет, ее будут убирать на силос.
Такая же участь, видимо, ожидает и сою. На растениях по одному бобу, в каждом бобе одно зерно. Такой урожай убирать – напрасно тратить и силы, и горючее.
Что дадут посевы сахарной свеклы, увидим в сентябре. Но, судя по их внешнему виду, на большой сахар надеяться не приходится.
-То есть, эти культуры принесли сельхозпроизводителям один убыток. А как же расплачиваться с банками по кредитам, взятым на уборку урожая?
-Заберут в хозяйствах имущество, которое было отдано в залог. Скотину придется пустить под нож. Или будут продавать за долги сельскохозяйственную технику.  Лет пять назад пришлось увидеть, как за долги отдали в металлолом две новенькие картофелекопалки, даже краска на них еще не облупилась.
-Но, может быть, высокие цены на зерно, которые сложились в нынешнем году, помогут хлеборобам справиться с долгами?
- Я не экономист, цены не моя область. Но по опыту знаю, что  село беззащитно перед перекупщиком. Высокие цены на зерновых биржах выгодны только ему. А крестьянина они всегда сумеют обобрать. Селянам деваться некуда, ведь госзаказа на сельскохозяйственную продукцию у нас нет. Растим хлеб наудачу, не зная, куда потом денем выращенное. Зерновые интервенции, которые каждый год объявляло государство, не спасают. А в нынешнем году даже интервенции не будет.
Так что придется всей стране отдаться на волю рынка. Каким будет хлебный рынок в неурожайный год? Даже предположить сейчас не берусь.
-Но может быть, возьметесь предположить, чем обернется засуха для рядового потребителя? Сколько нам придется платить зимой за хлеб, крупы, сахар?
- А цена хлеба от цены зерна совершенно не зависит. В 2007 году к нам приезжал представитель «Орловской нивы», просил и требовал, чтобы хозяйства продали пшеницу в региональный фонд по 5 рублей за килограмм. Основание для такой просьбы: решили выпекать дешевый социальный хлеб для бедных по 7 рублей за буханку.  
А в прошлом наиурожайнейшем году пшеница шла по 3 рубля 50 копеек за килограмм. Буханка хлеба все равно стоила тринадцать рублей. И никто не заботился о выпечке социального хлеба.
Так пусть лучше пекари выпекают самый отличный высококачественный хлеб. А государство, заботясь о  своих гражданах, дает беднейшим слоям: пенсионерам, учащимся, инвалидам дотацию на продукты питания. Так и рынок будет развиваться, и бедняки будут есть нормально. Во всяком случае, лучше, чем сейчас. И еще я надеюсь, что если хлеб будет дорогим, с ним станут обращаться бережней.
- Урожай следующего года поможет исправить все эти проблемы и обойтись без дотаций? Ведь его основы закладываются уже сейчас.
- Сейчас в хозяйствах пашут зябь. Но сеять озимые никто не торопится. Да, я знаю пословицу: сей хоть в пыль, но во – время. Но в нынешнем году она не сработает. Посеять зерно в иссушенную землю, значит загубить его. Для сева будем ожидать дождей.
А когда они будут, неизвестно. Если очень поздно, тогда посеять озимые в полном объеме не удастся. А это приведет к потерям урожая в следующем году.
Дождя, дождя нам нужно. Хорошего дождя суток на трое подряд.



написать комментарий