Ушёл, чтобы остаться

19 февраля исполнилось бы 80 лет Федору Васильевичу Ковалеву – ливенскому писателю-краеведу. Мне довелось знать его последние пятнадцать лет жизни. Так случилось, что все эти годы я помогала тяжело больной Нине Федоровне Ковалевой, ну а потом и Федору Васильевичу. Это были не самые легкие для него годы. Старческое угасание, сопровождающееся болезнями - всегда трудная пора. И на эти естественные трудности накладывался характер Федора Васильевича, боевой, взрывной, бескомпромиссный

01.03.2011   Краеведение   0 коммент.   1172 просм.    Автор: Тамара Бобкова

Впрочем, ему никогда не жилось легко. Даже в детские годы, которые он провел на Украине, в деревне Шиляево Путивльского района прошли в лишениях. Конечно, были у него и заботливые, любящие родители, и добрые друзья. Его рассказы о детстве лучились юмором. Но когда мальчишки  уходили в лес, на речку, ловили птиц и рыбу, они охотились и рыбачили не для развлечения, а для пропитания семей. Так в Шиляево выживали в голодные годы.
Школу Федор Васильевич окончил экстерном, самостоятельно освоил десятилетку. И сумел поступить во Львовский государственный университет имени Ивана Франко на  филологический факультет.
Когда родилась у деревенского паренька мечта стать писателем? Может быть в 1954 году? В этом памятном для него году, в Киеве он познакомился с известными украинскими писателями Остапом Вишней, Максимом Рыльским, Павлом Губенко. А с Павлом Гор-диенко - писателем, лауреатом Государственной премии им. Т. Г. Шевченко, Федор Васильевич переписывался несколько десятилетий, до смерти последнего.
Первый рассказ Федора Васильевича «До скорой встречи» был опубликован в альманахе «Харьков» в 1955 году. В личном архиве Ф. В. Ковалева сохранились экземпляры журнала «Подьем» с его стихами.
В Ливны Федор Васильевич приехал в 1959 году и начал работать в Ливенской районной газете «Знамя Ленина». Был он тогда до удивления наивным, доверчивым, простодушным. Молодому журналисту поручили написать статью о строительстве нового дома. Федор Васильевич побывал на стройке, все внимательно осмотрел, поговорил с людьми. В разговоре с проверяющими от горкома он попросил, чтобы ему дали квартиру в этом доме.
- Конечно, - сказали ему. - Обя-зательно дадим молодому специалисту квартиру на третьем этаже. Вас устроит такая?
Своей радостью Ковалев поделился с коллегами. Долго вспоминали его товарищи этот случай и всегда смеялись: дом-то был двухэтажный!
Вспоминая об этом, Федор Ва-сильевич сам смеялся над собой, но его вера в людей сохранилась в нем до седых волос.
Однако, простачком он не был. Острые углы и проблемы жизни видел хорошо. Наверное, поэтому вскоре перешел из редакции в медучилище, где преподавал русский язык и литературу. Для творчества оставалось свободное время. Именно в эти годы он начинает заниматься историей нашего города.
Первый очерк ливенской истории был написан С. В. Волковым. Федор Васильевич хотел его развить и углубить. Работа растянулась на много лет. В личном архиве краеведа я видела множество журналов, книг, выписок. Во многих изданиях, часто старинных, Федор Васильевич искал упоминания о нашем городе.  Для него была драгоценна даже короткая строчка. Из этих строчек, как из ценной мозаики он складывал картину истории нашего города.
Первое издание книги «Ливны» появилось в конце семидесятых годов. Оно сразу стало настольной книгой учителей и учащихся, да и просто любителей старины.
Не всем эта книга нравилась. Вспоминается, как в 1986 году Ковалев вступил в спор с московскими историками. Они считали и считают, что нашему городу 400 с небольшим лет. А Федор Васильевич утверждал, что Ливны намного старше. И твердо стоял на своей точке зрения. Иначе он не мог.
«Когда живешь без компромиссов, такая радость встать утром, вздохнуть полной грудью и не почувствовать ни в одной клетке отголосков нечистой совести! – пишет он в эти годы одному из своих приятелей. – А за то, что случилось, за все, сам тяжко расплачиваюсь. Значит, судьба моя такая - жить на линии наибольшего сопротивления».
От ударов судьбы, споров и конфликтов Ковалев лечился трудом. Частенько бывало, прочтет статью своего противника, рассердится, расшумится. А потом уйдет к себе,  застучит на машинке, и вернется ровное спокойное, даже веселое настроение.
Последние годы ему было особенно трудно, ведь перенес два инсульта. Но работал упорно, беспрерывно. В конце восьмидесятых, девяностые годы появляются работы по ливенской топонимике, авторизованные записи местных легенд, статьи. Писал Федор Васильевич и стихи. Но это было сокровенное, спрятанное ото всех творчество, о котором знали только близкие. Зато чужие стихи читал с удовольствием. Его библиотека была полна книг самых разных поэтов. За вспыльчивостью, гневливостью пряталась нежная и лирическая натура.
Собиранию ливенской истории Федор Васильевич Ковалев отдал 45 лет своей жизни. И прекрасно понимал вес и значение своего труда. Как-то он сказал:
- Чиновники пришли и ушли. Кто их помнит? А я пришел, чтобы остаться.
И особенно горько от того, что в день его смерти газета, которой он отдал не один десяток лет жизни,  не нашла места для нескольких строчек некролога о писателе, краеведе, журналисте, который на протяжении многих лет вел в газете поэтическую страничку.
Но Федор Васильевич действительно сумел остаться. Остаться своими книгами, о которых еще не раз будут говорить, которые будут читать новые поколения ливенцев.
Тамара Бобкова, председатель литературно – поэтического клуба «Геликон».



написать комментарий