А мама все-таки вернулась

Линия фронта проходила в километре от нашей деревни Калиновки Ливенского района. Не знаю, почему мы оказались в прифронтовой полосе. Было мне в ту пору 10 лет и хорошо помню битву на Орловско-Курской дуге. Жители деревни скрывались от бомбежек и перестрелок в погребах.

05.05.2011   Новости от ливенцев   0 коммент.   1524 просм.    Автор: Николай Петров

Наша семья: бабушка, мама и мы – четверо детей жили также в погребе. Младшей сестре Нине в то время не было еще года. Мама и бабушка ночью ходили за водой, стирали и вешали сушить пеленки, готовили еду. Но нам хотелось на солнышко и мы с братом Толиком потихоньку выходили на улицу.
Как-то я вылез из погреба, спрятался за сараем и из-за угла стал наблюдать за перестрелкой солдат. Через некоторое время пуля разорвалась возле моей ноги. Я подпрыгнул и побежал в погреб. Однажды рано утром мама стала снимать пеленки и вскрикнула. Мы с бабушкой выбежали и увидели маму лежащей на земле в крови. Она была без сознания. Немецкий снайпер выстрелил ей в голову. Я побежал к нашим солдатам. Они пришли, забрали ее и куда-то увезли. Домой она вернулась без глаза через год. Мы смирились с мыслью, что наша мама умерла. И когда увидели ее, то не узнали, даже напугались, и долго не подходили к ней.
Помню, как однажды ночью к нам пришла соседка тетя Катя, и радостно сообщила бабушке, что ее младший сын Алеша (трое ее сыновей и муж были на фронте) пришел домой, поел и лег отдохнуть. Оказывается, он был связистом и прибыл сюда налаживать связь. Немного отдохнув, он пошел тянуть связь. Летом светает рано, тетя Катя из укрытия наблюдала за работой сына и увидела, как он упал сраженный пулей.
Мы проснулись от  истошного крика. Выбежали на улицу и увидели тетю Катю, рвущую на себе волосы, катающуюся по земле, кричащую и причитающую: «Сыночек, миленький…». В то время завязался бой. Мы с бабушкой затащили ее к нам в погреб. Двое суток шли страшные бои. И только на четвертые сутки ночью тетя Катя смогла добраться до трупа сына и закопать его на том же месте.
Когда прогнали немцев с нашей территории, жители Калиновки вышли из погребов, а некоторые семьи в этих погребах остались навечно. Туда попали бомбы, хаты были разрушены, земля изрыта окопами и воронками от бомб. Взрослые собирали трупы наших солдат и стаскивали в огромную яму - братскую могилу.
Дети стали находить смертоносные игрушки. Второй раз судьба уберегла меня от смерти. Мы играли на краю оврага, бабушка позвала меня обедать. Через некоторое время раздался взрыв. Когда прибежали на место взрыва, то увидели четырех разорванных миной детей. Трое детей были из одной семьи.
После войны от взрывов мин много погибло наших людей. Взрывались тракторы при вспашке полей, взрослые гибли во время сельхозработ, дети - во время игры. Слава Богу, в нашей семье все четверо детей остались живы. Отец вернулся с войны, мама выздоровела, и мы счастливо жили, хотя пережили голод и много трудились.
Сейчас в Калиновке нет ни одного дома, зато осталась живописная природа: роща, пруд, луг, благоухающий цветами, разнотравьем, заросли калины, заброшенные сады. Из всей нашей большой и дружной семьи я остался один, но не одинок. У меня есть жена, двое детей и четверо внуков.



написать комментарий