Есть в деревне старый пруд…

Попытка двух ливенцев арендовать старый пруд в Малаховских Выселках привела к конфликту.

10.08.2011   Общество   0 коммент.   1208 просм.    Автор: Лариса Минц
Новости Ливны -В. М. Титова у пруда.

В. М. Титова у пруда.

Новости Ливны -В. М. Титова у пруда.Новости Ливны -В. М. Титова у пруда.

«Я, Зубцов Н. И., по просьбе рыбаков пишу вам свою боль», - так начиналось письмо, пришедшее в редакцию. На двух страницах его автор рассказывал, как трудно приходится рыбакам – любителям, которые приходят половить рыбу в старом пруду у деревни Малаховские Выселки. По словам автора, все началось с того, что в 2007 году водоем взяли в аренду жители Ливен Сергей Зиборов и Алексей Седнев. Первым делом они срубили деревья, окружавшие пруд и побросали стволы в воду. Затем повесили таблички с запретом ловить рыбу и запустили в пруд мальков, которые во взрослых карасей так и не выросли. На этом деятельность арендаторов окончилась, а деревья так до сих пор и лежат в воде, мешая рыбакам и купальщикам.
«Просим через газету или другие органы заставить Зиборова С. В. и Алексея убрать все деревья из водоема, а главе поселенческой администрации Потапову И. Н. следует знать, что творится на его поселении», — делал выводы автор.
Пруд в Малаховских Выселках действительно очень старый. Местные жители не припомнят, когда он появился здесь. Общее утверждение: «Еще при барине был». Будто жил здесь какой-то барин, выкопал этот пруд для своих надобностей. Широкий и, видимо, когда-то глубокий, поросший камышом и окруженный ракитами пруд раньше имел для местных жителей большое хозяйственное значение.
— И коров тут поили, и овец купали – вспоминает Валентина Михайловна Титова, которая сорок лет живет в Малаховских Выселках. – Сейчас ни коров, ни овец в Малаховских Выселках нет. Во всей деревне осталось десять домов, в шести из них живут старики. Скот держать у них нет ни сил, ни желания.
Любителей рыбной ловли в деревне не так уж много. Но пруд несколько лет назад стал радостью приезжих рыболовов. Уж очень удобно он расположен: и близко от трассы и за деревьями, на его берегу приятно и просто отдохнуть, пожарить шашлык, посидеть в густой траве под высокими ивами.
Может быть, Зиборов и его товарищ хотели извлекать доходы из этого места, поэтому оформили его в аренду?
— Не похоже на это, – сомневается В. М. Титова. – Денег с рыбаков с удочками они не брали. А вот свои деньги вкладывали. Подняли дамбу, ограждавшую пруд, спилили сухие деревья, поставили крепкий стол с лавками.
— А еще мы запускали мальков в пруд, — дополняет рассказ пожилой женщины бывший арендатор Сергей Зиборов. — Надеялись, что рыбы будет много, но ничего не получилось, рыбешка выросла маленькая. Наверное, оттого, что пруд начал мелеть.
А еще Сергей предполагает, что еще не выросшую рыбу выловили сетками местные и пришлые любители рыбной ловли. Он попытался бороться с браконьерами, поднимал из воды и резал сетки с незаконным уловом. Владельцы сеток обиделись. И тоже стали бороться за свои «права».
Дважды сжигали стол, который Сергей и Алексей сделали из бревен от сухих деревьев. Попытались уничтожить табличку, на которой написано, что пруд находится в аренде, выбрасывали бочки для отходов, которые были установлены возле пруда. И упорно ставили и ставили сетки. Караулить пруд от браконьеров у Сергея Зиборова не получалось: он живет и работает в городе, и в Малаховских Выселках может бывать только в выходные дни. И тогда он сбросил в воду сухие деревья. Они мешают браконьерам ловить сетями.
Но все было тщетно. Кого-то очень раздражало желание Сергея Зиборова сделать красивый уголок для отдыха. Поэтому пруд они уже год назад забросили и больше ничего там не делали. И письмо, пришедшее в редакцию «УГ», только подтверждает – его решение верное. Уж очень устали они бороться и с браконьерами и с отдыхающими.
— Рыбакам нужно только выловить как можно больше рыбы, — говорит Сергей. А отдыхающие… Сколько ни пиши предупреждающих табличек, сколько ни ставь контейнеров для отходов, все равно норовят выбросить остатки трапезы в кусты, замусоривают округу бумажками и полиэтиленовыми пакетами.
К тому же, ключи, питавшие пруд, последнее время стали иссякать. Вода отступает от берегов, это заметно по обнажившимся полосам еще влажного ила. Купаться в нем нельзя, слишком мелко и грязно. Но рыба еще есть. Правда, тоже мелкая.
— А вы не пробовали вычистить его, - говорю Зиборову. – Может быть, заилившиеся ключи откроются, и пруд опять наполнится водой?
Но он только рукой машет.
— Во всех Малаховских Выселках вода исчезает, - отвечает. – Ее и в колодцах нет. Бурили скважину, пробурили сто тридцать метров и до воды не добурились. К тому же очистка пруда – дело дорогостоящее, нам с другом его не поднять. И так несколько десятков тысяч в пруд вбили без всякого толка.
Такая вот получилась печальная история о старом деревенском пруде. Один хочет пользоваться погибающим водоемом до последнего, извлекая хоть какую-то пользу. Другие хотели окультурить и сохранить это место. Может быть, не хватило у них умения на это, но все-таки попытались. Но пруд так и остался без хозяина. И сколько таких прудов по всему Ливенскому району.
Нужны ли они сейчас обезлюдевшим деревням? С одной стороны местные жители, которым эти пруды ни к чему, с другой — городские рыбаки – любители, да и просто горожане, желающие отдохнуть на природе. Им пруды очень нужны. Но только как место отдыха. Никому из них не придет в голову запускать мальков, следить за чистотой на  берегу пруда, поднимать и поправлять плотину. Они приходят на окультуренную природу дачниками – потребителями. И очень сердятся, если им мешают использовать пруды по-своему, скажем, ловить сеткой или использовать электроудочку. Может быть, поселенческие администрации позаботились бы о прудах?
— И не говорите мне об этом, — запротестовал глава Островской поселенческой администрации Игорь Николаевич Потапов, которому рассказали о письме и о печальной участи пруда возле Малаховских Выселок. — Ну да, пропадает пруд, но в него столько денег нужно вбухать, чтобы спасти. У администрации таких средств нет, а проблем  выше крыши. Есть и поважнее прудовой.
Да и не обязаны поселенческие администрации заниматься прудами. Не стоят пруды у них на балансе. Вот и выходит, что наладить прудовое хозяйство в Ливенском районе могут только состоятельные люди. Но, сделав новые пруды или приведя в порядок старые, они уже не пускают туда рыбаков задаром. А кое-кто и вообще не пускает. Нанял бдительных охранников и гоняет от своих собственных вод мужиков с удочками.
— Ну вот заявились новые русские, — обижаются те. – Нам уже и ходу нет. Отцы, деды тут ловили…
Но как-то так получается, что без арендаторов пруд погибает. Нет у этой проблемы другого решения.



написать комментарий