Большая родня

Второй раз приезжает жительница Красноярского края Анна Трубина в ливенское село Коротыш, чтобы встретиться с родственниками, которых отыскала с помощью архивов и многочисленных запросов.

31.08.2011   Краеведение   0 коммент.   1318 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -А. Н. Трубина с сыном Иосифом.

А. Н. Трубина с сыном Иосифом.

- Фамилия Трубина у меня от мужа, а  мама моя была Сысоева, - рассказала Анна Николаевна Трубина. – Я заинтересовалась историей ее семьи после того, как моему младшему сыну  дали задание – подготовить доклад на тему «Мой дед – герой». Потянула за ниточку и увидела, что остановиться уже невозможно.
Ниточка вилась, вилась и привела Трубину сначала в Польшу на могилу деда, а потом в село Коротыш, из которого вышли нынешние сибиряки Сысоевы.  Именно в Коротыш в восьмидесятых годах девятнадцатого века вернулся после  «службы царской» унтер-офицер Петр Сысоев. Женился, завел хозяйство и понял, что на узких наделах перенаселенной Орловской губернии не развернешься как следует, сколько ни трудись - останешься бедняком. И принял Петр необычное по тем временам решение: нагрузил на возы крестьянский скарб, привязал к ним скотину, и пешком тронулась его семья в Сибирь на вольные земли. Вместе с Петром покинули Коротыш четыре его брата. Пятью крестьянскими семьями стало в Коротыше меньше, пятью больше в сибирском селе Нижний Кужебар. Было это в 1889 году.
А дальше все, как у людей: труд до седьмого пота, достаток, японская война, Первая мировая война, революция, коллективизация, репрессии, Вторая мировая… Пантелеймона Сысоева – сына Петра запытают в тюрьме, потому что он упорный единоличник и враг колхозного строя.  Никиту Сысоева – коммуниста — активиста и двоюродного брата Пантелеймона, расстреляют в тюрьме, потому что он троцкист и враг народа. И будет это в 1938 году.
— Не тяжело воскрешать эти трагические страницы? – спрашиваю Анну Николаевну Трубину.
— Нелегко, - соглашается она. – Но когда узнаешь, как достойно перенесли твои родные  эти великие испытания, испытываешь гордость за свой род, радуешься, что происходишь из семьи достойных людей.
Узнав о судьбе основателей семьи, Анна Николаевна захотела отыскать их потомков, связать вместе разорванные ниточки. Два года потребовалось для того, чтобы отыскать и соединить всех живых потомков. Поиски эти стали для Анны Николаевны не просто трудом, но каждодневной радостью. Из семейных преданий, из пожелтевших архивных документов вставали судьбы людей.
— Раньше аристократы хвастались древностью рода, своим особым родовым характером, - говорит Анна Николаевна. – Поиски показали, что в нашем крестьянском роду тоже есть свой характер. Мои родичи могут похвастаться неутомимым трудолюбием, редкой выносливостью, терпением и верностью.
Все Сысоевы мужественно прошли через тяжелые испытания. В этом роду есть судьбы уникальные. Вот Петр Пантелеймонович Сысоев – сын убитого в тюрьме «кулака». Призванный на фронт в 1941 году, он прошел подготовку в школе разведчиков. Воевал в разведроте, в октябре 1941 года попал в плен. Дважды бежал. Второй побег из каторжного лагеря во Франции оказался удачным. После него он некоторое время скрывался в монастыре, потом ушел в отряд французского сопротивления «Маки». Был ранен. Операцию ему делали в Голландии. Остатки осколков удаляли уже в России в мирное время.
Генетические особенности, генетическая память – удивительная штука. Отыскала Анна Николаевна в Москве своего родича Ивана Ильича Сысоева, уроженца села Коротыш. Пригласил он ее в гости. И когда они встретились, женщину поразили сходство между внешностью и речью Ивана Ильича и ее двоюродной сестры.
- Похожи они были, как отец и дочь, - вспоминает она сейчас. – Годы жизни в столице не вытравили из Ивана Ильича привычку на каждом шагу повторять ливенскую приговорку - «не хуже». Но моя сестра, живущая в Сибири, тоже часто повторяла эту поговорку. А ведь эти два человека никогда не виделись и не знали друг о друге!
Когда в прошлом году Анна Ивановна  собрала всех, когда она сумела отыскать на встречу родных в Кужебаре, несколько десятков ранее незнакомых людей вдруг увидели, как они похожи лицом, статью, привычками, характерами. Невозможно было поверить, что эти семьи живут далеко друг от друга. Повторялись имена, профессии, жизненные пути. И все чувствовали в этот день – мы свои, мы родня.
В Кужебаре был поставлен и освящен большой поклонный крест, в честь членов рода, пострадавших в годы репрессий и  погибших на войне, и посажена аллея родственников. Каждый приехавший посадил рябину. На корешки саженцев Анна Николаевна бережно, по щепоткам высыпала землю, привезенную из Коротыша. Потом женщины пели родные орловские песни, привезенные в Сибирь и сохраненные ими, гости рассказывали о себе и своих семьях. И оказалось, что, несмотря на потери и горе, крестьянский род живет, растет, ветвится. Потомков Пантелеймона Сысоева так много, что они могли бы основать и полностью заселить еще один Кужебар.
В нынешнем году Анна Николаевна опять приехала на Орловщину, чтобы поработать в архиве. Может, удастся найти более дальних предков, проследить историю рода до начала 19 века и дальше. А  потом она поехала в Коротыш, чтобы отметить юбилей Ивана Ильича Сысоева и познакомиться со своей коротышской родней, ведь не все Сысоевы уехали из Коротыша в 1889 году. Встреча была радостной, и опять она отыскала в Коротыше еще одного Сысоева, который прошел гражданскую, финскую и Великую Отечественную войны, родил и воспитал семерых детей, а его дети  и дети его детей до сих пор живут в Коротыше.
— Эта родословная заполнила мою жизнь, и я не хочу прекращать поиски, - делится своими мыслями Анна Николаевна. – Столько замечательных людей я узнала за годы поисков, столько человеческого добра и тепла.
Трубиной помогали архивисты и сотрудники ФСБ, она встречалась с людьми увлеченными – создателями домашних музеев и архивов.  Они работают не за деньги,  и не для славы, а для души. И к этому отряду увлеченных людей присоединилась А.Н. Трубина. Она тоже впишет свою страничку в историю рода, в историю самой России.



написать комментарий