Награда за труд

7 марта губернатор вручил Анатолию Николаевичу Самойлову почетный знак заслуженного машиностроителя. Это результат его работы на заводе.

06.06.2012   Общество   0 коммент.   909 просм.    Автор: Людмила Владимирова
Новости Ливны -

— С детства знал, что есть всякие почетные звания, — говорит Анатолий Николаевич Самойлов, держа в руках небольшой металлический значок в виде геральдического щита, обрамленного дубовыми и лавровыми листьями. — Но никогда не думал, что сам стану почетным машиностроителем. Даже цели себе такой не ставил звания зарабатывать.
По словам Анатолия Николаевича, смолоду интересовали не награды и звания, а большая интересная, творческая работа. В поисках такой работы и пришел он тридцать три года назад на завод чертежного оборудования. И не куда-нибудь, а сразу же на тот участок, где готовую продукцию принимали военпреды.
— Требования к качеству продукции были очень строгие, — вспоминает он сейчас. – И совершенствовать ее нужно было постоянно. Перерабатывать отдельные узлы, усиливать их надежность…
Молодой инженер начал работу под руководством опытного специалиста – инженера В.А. Писарева. Так прошло почти двадцать лет. У Самойлова уже был авторитет и опыт. Но в девяносто первом году все рухнуло. Сокращались заказы. Уже встал завод «Диск». Его работников отправили сначала в отпуск без содержания, а потом сократили. Анатолий Николаевич хорошо понимал, что точно такое же может случиться и с заводом чертежного оборудования.
— И тут вдруг говорят: «Директор просит всех инженерно-технических работников и мастеров собраться на одном из участков», — вспоминает Анатолий Николаевич.
Пришли. И увидели, разобранный погружной насос. Директор Вячеслав Харитонович Болгов попросил присутствующих осмотреть его. А потом задал один – единственный вопрос:
— Сможем мы выпускать такую продукцию?
На размышление коллективу был дан всего один день. Но все понимали, что другого выхода нет. Или освоить насос или…
Сначала собрали группу специалистов и поехали в Рязань, на завод, который выпускал погружные насосы. Сейчас не верится, что был возможен такой «десант» на другое предприятие. Сейчас каждый завод строго хранит свои технические секреты, и на его территорию так вот просто не попадешь. Но тогда сработала инерция советского общего хозяйства. Гостей из Ливен встретили с открытой душой. От них ничего не скрывали. Нужно посмотреть чертежи? Пожалуйста. Интересует технологический процесс? Идите в цеха, смотрите. Требуются расценки, нормирование? Экономисты все дадут. Но этими щедрыми подарками невозможно было воспользоваться сразу. Технологический процесс не позволял. К примеру, в рязанских насосах применялись литые чугунные детали, а на заводе чертежного оборудования не было литейного производства и не было никакой возможности его развернуть – никто не даст денег. Обмотку двигателя тоже нужно было приспосабливать под свою технологию.
— Все чертежи делали сами, — с гордостью говорит Анатолий Николаевич. — Ни одного чужого не использовали, ни рязанского, ни молдавского. Изменяли, упрощали, подгоняли, а получилось неплохо.
В таком же лихорадочном темпе работали инженеры по изготовлению оснастки. Ее тоже нужно было делать с нуля. Особенно сложными были литьевые формы. Но справились. В августе 1992 года были закончены три первых насоса. Потом продукцию стали отправлять потребителю и стали накапливать данные о ее работоспособности.
— По опыту использования этих насосов стали «доводить» продукцию, — вспоминает А.Н. Самойлов. — Увеличивали толщину стенок отдельных деталей, использовали новые материалы. Сумели повысить надежность наших насосов.
О своей доле участия в этой работе Анатолий Николаевич не сказал. Но о ней написали в представлении к награждению.
«Благодаря разработанной Анатолием Николаевичем конструкции, сочетающей в себе высокую надежность и низкую стоимость, насосы завоевали большую популярность у потребителей, — говорится в представлении. — Самойлов является одним из авторов изобретения центробежного колеса насоса, запатентованного на территории Российской Федерации, которое позволило увеличить срок службы скважинных агрегатов».
Один такой агрегат сейчас стоит около здания заводоуправления. На нем табличка, сообщающая, что он проработал 8 лет. Рекордный срок для погружного насоса. А вообще- то потребители довольны, когда насос отработает 3-4 года. Ливенские насосы они берут охотно, география закупок от западной границы России до Владивостока. И в этом немалая доля труда Анатолия Николаевича. И опять приходится обратиться к тексту представления:
«Благодаря способности Анатолия Николаевича как талантливого конструктора, на сегодняшний день предприятие, на котором он трудится, освоило выпуск более 260 типоразмеров насосов и стало основным их производителем в России».
Но конструктор А.Н. Самойлов не собирается останавливаться на достигнутом. Впереди у него новые разработки. Собирается со-здавать насосы, работающие в различных химических средах. И ничего, что пенсионный возраст уже наступил. Останавливаться Анатолий Николаевич не собирается.
На прощание А.Н. Самойлов позволил подержать в руках свой значок почетного машиностроителя. Маленький металлический предмет оказался неожиданно тяжелым, так потянул руку вниз. Видно много труда вложено было в этот значок.



написать комментарий