Орловщина — земля иконных сокровищ. Еще не открытых

3 августа в Ливенском краеведческом музее искусствовед Марианна Александровна Комова знакомила ливенцев со своей новой книгой: «Иконное наследие Орловского края 18-19 вв.» . После лекции – презентации она поговорила с нашим корреспондентом

08.08.2012   Культура   0 коммент.   1282 просм.    Автор: Разговаривала Людмила Владимирова.
Новости Ливны -Слева направо: М. Васильева и М Комова.

Слева направо: М. Васильева и М Комова.

— Марианна Александровна, говорят, что старинных и ценных икон в Орловской области уже не осталось. А вы с этим, оказывается, не согласны?
—Время идет, и искусствоведы начинают осваивать то, что раньше казалось неинтересным и банальным. Всего несколько десятилетий назад в музеях и картинных галереях и, конечно, на рынке антиквариата  обращали внимание только на иконы 14-15 веков, принадлежащие  древнерусской традиции иконописи. Иконы позднейшего периода, на которые оказала влияние светская живопись, считались как бы неинтересными. Сейчас отношение к ним в корне меняется.  Разглядели, что и в этих иконах отразился образ Божий, так как его понимали и чувствовали наши предки, что они ценны для русской истории и для русского духа.
— И такие иконы нашлись в Орле и области?
— Я эксперт Росохранкультуры. И в качестве эксперта последние пять лет обследовала  орловские церкви и монастыри, выявляла памятники старины. Могу с полным основанием сказать, что на Орловщине много икон, которые по уровню выше тех, что хранятся в Третьяковской галерее. Наиболее ценные из них были собраны орловскими старообрядцами. Они сохранили даже иконы, написанные в 16 веке. Одна из таких икон написана в 1542 году. Таких образов даже в самом Новгороде нет. Старообрядцы Орловской губернии сохранили этот клад вопреки всем испытаниям. Их иконы не раз арестовывали, отбирали. А они выкупали их и опять возвращали на место. Их наследники сберегли отцовское достояние, несмотря на бури двадцатого века.
Сейчас эти редкие иконы - собственность Введенского женского монастыря в Орле.
— Ну это век шестнадцатый, а как же все- таки обстоят дела с наследием 18-19 веков? Ведь оно тоже подвергалось порче и уничтожению.
— Удалось обнаружить настоящие драгоценности. В Кромах  сейчас находится большой образ Богоматери «Всех скорбящих радость». По документам она была написана в 1823 году, но искусствоведческий анализ показал, что икона на несколько десятков лет старше, она относится к первой четверти 18 века. В кромской иконе прослеживается итальянское влияние, она написана с оглядкой на древний образ Богоматери «Римская», который появился в Италии в четвертом веке. Русский мастер где- то увидел икону и воспроизвел ее, но в своей собственной православной манере.
В Орле во Введенском женском монастыре хранится самый старый список иконы Богоматери «Балыкинская». Эта икона во время Северной войны со Швецией спасла от шведов город Стародуб.  С тех пор, как в 18 веке эта икона исцелила девицу – цыганку, она считается чудотворной.
В том же монастыре есть еще один список «Балыкинской» иконы 19 века, сделанный по заказу игумена Успенского мужского монастыря. На этой иконе лицо младенца— детский портрет цесаревича Александра (будущего Александра II). На голове Богоматери с этого списка иконы надета императорская корона.
Необыкновенно интересны «Троица» из Мценска, «Тайная вечеря» из Орла, многие Болховские иконы.
— Как на фоне этих городов выглядят наши Ливны? Есть ли такие шедевры и драгоценности в нашем Сергиевском храме?
— Увы, увы, увы…По описям имущества храма, составленном в девятнадцатом веке, в Сергиевском храме было много замечательных икон. Начиная со старинного большого образа Сергия Радонежского и кончая  небольшой иконкой почитаемого в Ливнах игумена Харлампия, все иконное убранство храма было тесно связано с историей местного православия. В Сергиевском храме были иконы местночтимой святой девицы Мелании Елецкой, была иконы Богоматери «Елецкая». Ничего этого теперь нет. И все- таки в Сергиевском храме есть несколько прекрасных икон, привезенных с Афона, в том числе Богоматерь «Отрада и утешение». Хорош у вас напрестольный образ Сергия Радонежского.  
— К тому же наш храм более 10 лет назад обворовали. Унесли большой образ Николая Мирликийского, икону «Двенадцать праздников» в серебряной ризе, серебряную дароносицу — подарок одного из ливенских купцов, сделанный в 19 веке. В связи с этим возникает вопрос, будут ли сохранены те ценные иконы, которые сейчас находятся в церквах и монастырях Орловщины?  
—В большинстве случаев батюшки берегут иконы, помогают нам, искусствоведам, в нашей работе. Я очень надеюсь на то, что Орловские иконы еще целые столетия будут утешать и радовать людей.



написать комментарий