Приказ о лоботрясах: ребёнка из школы теперь могут отчислить

Минобрнауки опубликовало на своем сайте проект приказа против лоботрясов. Он так и называется «Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности». Проект наделал много шума в обществе, а поводом стали некоторые положения. В частности, с принятием этого приказа школы могут отчислять учеников за некие грубые дисциплинарные проступки. Что стало причиной введения новых правил, и являются ли они драконовскими? Об этом и многом другом – в интервью с директором гимназии города Ливны Любовью Александровной Селищевой. Беседа проходила в прямом эфире на «Радио-Ливны», и также вызвала жаркие споры.

30.01.2013   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   3092 просм.    Автор: Оксана Стаханова
Новости Ливны -

Вопрос: - Любовь Александровна, расскажите в общих чертах, что это за приказ, почему нам нужно знать его содержание?
Ответ: - Знать нужно, потому что он касается наших детей, учащихся школ, и при этом еще понимать, какие требования отныне выдвигаются к образовательным учреждениям и к учащимся.
Проект был опубликован в конце декабря 2012 года как раз для широкого общественного обсуждения. В то же время Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон «Об образовании в РФ», который отличается от действующего закона, принятого в 1992 году. А для того, чтобы он заработал в полную силу, необходимо принять много других официальных документов - приказов, постановлений, распоряжений, разъяснений. Некоторые из них уже опубликованы на сайте Минобрнауки и вынесены на всеобщее обсуждение. В них статьи не только о правах обучающихся и о мерах их поддержки и стимулирования, но и об обязанностях, и ответственности, которую должен нести ребенок в процессе учебной деятельности. Итак, согласно приказу, к ученику, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться те же взыскания, что и ко взрослому, который работает, на основании Трудового кодекса. То есть: замечание, выговор и отчисление из организации. Кстати, в новом законе нет понятия «школа», вместо него вводится понятие «организация».
Вопрос: - Выходит, за незначительный проступок ребенку сделают замечание. За грубое нарушение может грозить выговор или отчисление. Только где эти грани?
Ответ: - Проект дает определение грубого дисциплинарного проступка. Это появление в школе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
Безусловно, появление на территории школы ученика в пьяном виде нормой не является. Но с другой стороны в практике работы всех образовательных учреждений города бывали случаи, что ученик шестого, седьмого, десятого класса  появлялся в таком виде в школе. Психология детей такова, что коль мы взрослые культивируем отмечание торжества с употреблением спиртного, дети копируют эту модель поведения.
Вопрос: - Достаточно одного раза, чтобы исключить из школы за пьяный вид?
Ответ: - Об этом в приказе ничего не говорится. Но зато там сказано, что отчисление не станет волей педагогического коллектива или директора  школы (организации). Должно пройти согласование с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации города. А в целом, для определения меры наказания по отношению к провинившемуся предполагается проведение целого расследования. По факту нарушения школьного распорядка должна собираться комиссия, которая рассматривает письменные объяснения учащегося-нарушителя, а также свидетелей. Важно знать, что просто так, по воле учителя, нельзя распрощаться с учеником.
Вопрос: - За что еще могут отчислить?
Ответ: - За невыполнение учебного плана. Сейчас детей с неудовлетворительной отметкой можно переводить в другой класс при условии, что родители самостоятельно организуют его деятельность так, что ребенок ликвидирует эту академическую задолженность. В новом проекте пока не сказано, будут ли исключать за двойки и сколько их может быть по итогам года.  Но это, подчеркну, проект, который будет наполняться локальными подзаконными актами, уточняющими, как действовать в той или иной ситуации. Пока, судя по всему, за двойки отчислять не будут.
Что такое учебный план для ребенка? Для старшеклассника это 37 часов занятий в неделю. Умножаем на неделю месяц, год и получаем большое количество часов, и если, к примеру, он больше 50 процентов занятий по разным предметам не посещал и имеет неудовлетворительные отметки, скорее всего в этом случае будет рассматриваться  вопрос об отчислении. Но закон дает возможность освоить программу альтернативно: это может быть  семейное образование, самообразование и экстернат.
Вопрос: - Но ведь и причины непосещения занятий могут быть разные. К примеру, болезнь ребенка. Как тогда?
Ответ: - Закон, который вступит в силу с 1 сентября текущего года, безусловно, будет защищать таких детей. Сейчас, кто имеет медицинские показания, они и в настоящее время итоговую аттестацию в 9 и 11 классах сдают в щадящем режиме.
Я не думаю, что этот приказ введен для того, чтобы мы взяли шашку в образовательных учреждениях и размахивали налево и направо. Конечно же, нет.
Вопрос: - За что еще можно привлечь к дисциплинарной ответственности, чего прежде не применялось?
Ответ: - Появилось определение: оказание негативного влияния на других. Приказ опять-таки не дает четкого определения, что это за влияние, и поле применения может быть очень широким. Вероятно речь в данном случае идет о тех случаях, когда дети оказывают негативное влияние на обстановку в классе. Почти в любом классе обязательно найдется лоботряс, который сам не учится и другим детям мешает. Родители жалуются, что укоры совести такого ученика не мучают, а школа ничего с этим учеником не  может сделать. И действительно, родители вправе требовать от школы нормальных условий для обучения своего ребенка, чтобы никто не мешал учиться и получать знания. Родители, которые ориентированы на качественное образование,  продумывают стратегию успеха для своих детей.  
В то же время многочисленные репортажи в СМИ, которые становятся достоянием общественности, говорят о том, что подростковая жестокость растет, и то, что происходит в некоторых классах, когда группа подростков держит в страхе весь коллектив, это не может быть нормой и вполне может рассматриваться как грубый дисциплинарный проступок.
В любом из вышеперечисленных случаев школа не может отчислить ученика младше 15 лет.  
Вопрос: - Выходит, что родители могут собраться и потребовать от администрации школы отчислить какого-то разгильдяя за то, что он мешает другим учиться?
Ответ: - Теоретически могут. Но сразу встанет вопрос: куда? Мы должны думать о судьбе проблемного ученика. С моей точки зрения, конкретно  отчисление из образовательного учреждения предполагает, что ребенок должен быть трудоустроен.  Глядя на образовательное пространство в нашем городе, я не вижу учреждений, которые работали бы с детьми с девиантным поведением.  
Мне, признаться, таких детей жалко. Потому что их вызывающее поведение зачастую является следствием, а причина гораздо глубже, и, скорее всего, она кроется в семье. Всегда есть «точка отсчета». Не может ни с того ни с сего ребенок, который нормально себя вел, вдруг стать неадекватным. В противовес обществу себя ставят недолюбленные дети, которым не хватает внимания родителей. Дети с надломленной разводами и сложными отношениями в семье психикой, начинают себя вести вызывающе, чтобы обратить внимание взрослых на себя.
Вопрос: - В Вашей практике были случаи, когда из школы отчисляли?
Ответ:  - За 23 года моей педагогической практики такого случая не было. А трудные дети были. Но коллектив учителей всегда работал индивидуально с каждым подростком, у которого низкая мотивация к учению, проблемы с дисциплиной. Так было и есть.
Два года назад, к примеру, был случай, когда я вынуждена была пойти на то, чтобы предложить ребенку домашнее обучение, потому что в классе он не справлялся с ситуацией из-за своего психического заболевания. Доктора работали с ним, парень понимал, что бывают срывы. Я с ним договаривалась, просила, чтобы не подводил и вел себя адекватно, при этом понимала, что такая резкая мера, как исключение может сломать психику ребенка. И мы справились. Выпустили мальчика, он пошел получать профессию, и у него сейчас все нормально.
Хочу еще отметить, что разного рода ученические сообщества и неформальные молодежные течения чаще процветают в школах мегаполисов. В Ливнах, к счастью, такого нет. И в этом, я считаю, тоже заслуга ливенской  школы, которую нередко упрекают в традиционных подходах к образованию. А я отмечу, что это хорошо; мы стараемся сочетать традиционные подходы к образованию и инновационные. Ученик должен знать не только свои права, но обязанности перед семьей, родителями, своей фамилией, бабушкой и дедушкой, родным городом. В этом нет ничего плохого, рамки поведенческие должны быть. Но драконовские методы не поддерживаю. Нужно смотреть, сопровождать, бороться за каждого ребенка.
Вопрос: - Куда может пойти получать данное Конституцией право на образование отчисленный из школы ученик?
Ответ: - Законодатели предлагают, как вариант, - перевод в другое образовательное учреждение, где у ребенка, возможно, выстроятся отношения в классном коллективе. Ведь, честно говоря, в коллективах бывают и скрытые конфликты: не воспринимает ученик учителя, и все тут. А в другой школе у него все налаживается, в том числе и успеваемость по предмету.
И еще. Проблема в поведении не заключается только в ребенке. Можно убрать его из определенной школы, но проблема перейдет с ним в другое учебное заведение. Поэтому дисциплинарные взыскания, которые регламентирует проект министерского приказа, на мой взгляд, должны быть крайней мерой. В идеале проблему с дисциплиной детей нужно решать на этапе ее появления с привлечением специалистов, прежде всего классного руководителя и родителей. И не перегибать палку, а подходить к вопросу разумно, помнить, что перед ними дети!
- Спасибо за интервью.



написать комментарий