Лёд северного океана соленый!

Не знаю, как для вас, а на меня большое впечатление произвел факт, что в Ливнах, городе, в общем - то «сухопутном», лишенном начисто морского бриза, проживает 86 моряков-подводников! Причем, каждый из них имеет свою военно-морскую специальность (в том числе кока-инструктора), и, что самое интересное, в любой момент они смогут создать полнокровный экипаж, принять по приказу управление подводной лодкой и уплыть … да хоть куда! И обязательно вернуться!

03.04.2013   Краеведение   0 коммент.   2140 просм.    Автор: Подготовила Оксана Сарычева
Новости Ливны -В. А. Свинцов (второй слева) в центральном военно-морском музее.

В. А. Свинцов (второй слева) в центральном военно-морском музее.

Новости Ливны -В. А. Свинцов (второй слева) в центральном военно-морском музее.

На Северном полюсе.

Новости Ливны -В. А. Свинцов (второй слева) в центральном военно-морском музее.

Вот как-то так!
Сей факт, увы, раскопали не журналисты, а сами подводники, в частности, военный морской офицер в запасе Виктор Анатольевич Свинцов. Так случилось, что он стал неким связующим звеном между бывшими коллегами по службе, знает много флотских историй героических и уникальных, курьезных и просто любопытных.
А началось все с одного моряка-подводника (капитана третьего ранга в запасе) в прошлом главы нашего города Юрия Викторовича Коростелкина, который в 2006 году в честь празднования 100-летия подводных сил решил организовать штаб, найти и наградить подводников. Сказано—сделано. Братьев по оружию собрали и заодно открыли несколько доселе неизвестных страниц истории.

Героическое прошлое
А может история ливенского морского братства началась гораздо раньше? Со второй мировой, в которой на подводных лодках били врага трое ливенцев? К сожалению, трое их было в 2006-м. А две недели назад ушел из жизни последний ветеран войны, ветеран труда Николай Дмитриевич Зубцов, который проходил службу электриком на подлодке Щ-304 Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Ранее не стало старшего лейтенанта Ивана Евтеевича  Сидорова, легендарного человека! В1944 году он был участником единственного в истории подводных сил абордажного боя! Этот бой проходил в надводном положении, когда на обеих лодках закончились торпеды. В этот момент советская лодка пошла на таран немецкой, а Иван Евтеевич возглавил, как сказали бы сейчас, группу захвата. Это он тогда спускался в рубку и принимал капитуляцию вражеского командира. Потом лодку буксировали в Одессу. Третий из ветеранов войны, Михаил Никитович Мальковский воевал под командованием легендарного Александра Ивановича Маринеско.  
Кстати, история, связанная с именем легендарного командира подлодки С-13, получила неожиданное продолжение в мирное время, о чем рассказал непосредственный участник событий Виктор Анатольевич Свинцов.

Под флагом Маринеско!
Оказывается, во флоте было всего две подлодки с тактическим номером «13». Это лодка Маринеско С-13, и лодка ТК-13, на которой проходил службу тогдашний капитан - лейтенант, секретарь партбюро (что считалось неплохо) Свинцов. И была морская традиция: экипажи этих двух лодок встречались в Ленинграде в День Победы возле памятника Медному всаднику. Одна такая встреча вошла в историю форта, так как  флаг, под которым лодка С-13 завершила войну с автографами команды, флаг, который хранился как ценный экспонат в Центральном военно-морском музее, был передан экипажу подлодки ТК-13.
- Даже не представляю, какими весомыми должны быть аргументы, чтобы такая передача флага состоялась? – удивляюсь, слушая историю Свинцова.
- Идея выпросить флаг посетила меня в той части встречи, когда она приняла застольный характер. Молодой был, смелый, заявил, что негоже флагу пылиться под стеклом музея, что он должен дышать морским воздухом! Не сразу, но экипаж боевой С-13 согласился. Флаг был вручен нам в присутствии дочери Александра Ивановича. Это было очень волнительно. Никто не ожидал, что так получится, - рассказывает Виктор Анатольевич.
Впрочем, и это еще не все. Оказывается, когда флот  страны перешел на Андреевские флаги, только подводной лодке ТК-13 было разрешено ходить под флагом лодки Маринеско. А после этого события подводники развернули кампанию по присвоению легендарному командиру звания Героя Советского Союза (прежде дважды находились причины не присваивать ему это звание). И оно все же было присвоено Маринеско посмертно.

Про буйную медведицу, соленый лед и не только
И еще одна очень интересная история из боевых будней подводников, которая тоже произошла с экипажем, в котором служил Виктор Анатольевич. Он, кстати, провел два года под водой во время боевых походов, и к тому же побывал на поверхности Северного Ледовитого океана после того, как лодка получила задание и проломила северный лед толщиной в 4,5 метра собственным корпусом! Это было уникальное задание и единственный случай в истории флота.
- Мы знали, что получим такое задание, правда, не знали в какой точке океана. Предварительно, перед выходом, на корпус лодки были приварены шесть металлических конусов трехметровой высоты, которыми мы и должны были проломить лед. И вот во время похода сигнал о всплытии был получен, - вспоминает Вактор Анатольевич.
В этом опасном эксперименте, казалось, теоретически все было просчитано. Лодка на самом деле была тяжелым крейсером. Это подводное сооружение «неимоверной красоты» имело высоту 26 метров и ширину 24 метра, на которой свободно разворачивался КамАЗ, на борту имелось  20 баллистических ракет по 98 тонн каждая. И даже имея столь солидные габариты и обладая мощной силой инерции, лодка дважды не смогла пробиться сквозь толщу льда.
Все понимали, что третий раз будет последним: воздуха высокого давления у экипажа оставалось только на одно всплытие. Но приказ надо было выполнять. В случае неудачи экипажу пришлось бы дрейфовать под льдиной неизвестно сколько времени. Помощи ждать неоткуда.
- Но мы взломали лед! Вышли на поверхность, осмотрели местность, пополнили запасы воздуха. Все были в приподнятом настроении и даже накормили белую медведицу с медвежатами проспиртованным хлебом. Ела с удовольствием, правда, откушав, начала бить своих медвежат, воспитывать, наверное. Но в этот процесс мы, конечно, не вмешивались, - улыбается очевидец событий и добавляет, что не удержался и попробовал на вкус океанский лед. Оказалось, что он соленый!
А металлические конусы после испытания выглядели как бантики у первоклашки, - скрутились в бараний рог…
«... И жизнь, и слезы, и любовь...»
Единственное, о чем с горечью говорят сегодня в один голос моряки подводники, так это о том, что современный флот заметно потерял свои позиции, существенно сократилось число подводных крейсеров. Но есть надежда, что флаг российского флота никогда не будет спущен! Появилась она, когда Президент РФ Путин обещал к 2020 году поставить на вооружение двадцать новых и современных подводных лодок. Хочется верить, что и возродятся офицерские традиции, а то ведь из пяти военно-морских училищ Санкт - Петербурга осталось только одно, в которое в год на все специальности надводных и подводных кораблей набирают 150 человек…
Вот о чем болит душа ливенских моряков, честно проходивших службу в разные годы. Сейчас поступить на службу на подлодку практически невозможно: раньше подводные крейсеры строили по 4 в год, и их стояло на вооружении 250, а последние лет двадцать едва одну за семь лет осиливает страна. Такая вот сермяжная правда жизни.
Но есть еще одно событие, которое греет им душу. На всех лодках, которые строятся в нашей стране, стоят  насосы «Ливгидромаша», на которые за всю историю не было подано ни одной рекламации.
И ещё. На днях в адрес управляющего директора завода А.Ф. Дворядкина пришло письмо, которое было воспринято с большим воодушевлением в коллективе. Оно зачитывалось в трудовых коллективах, звучало в радиоэфире предприятия. Это было благодарственное письмо от руководства Всероссийского центра атомного судостроения за активное участие в ремонте атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначение «Верхотурье». Это хорошая новость. И добрый знак.
Удачи всему коллективу предприятия, а моряков подводников еще раз с прошедшим праздником моряка-подводника, кстати, старейшего профессионального праздника, который датируется 1906 годом! И славит Вооруженные силы страны.



написать комментарий