Дорога в никуда

Все уездные городки Средне-Русской возвышенности похожи друг на друга как китайцы для русского: стоят они через каждые 50-70 километров в сонной тиши окружающих их полей и перелесков, зарастают сорняками и грязью, любовно поглаживают свою покрытую мраком веков историю, будоражатся очень редкими чрезвычайными происшествиями местного масштаба и вновь засыпают — неспешно думу думают.

10.04.2013   Общество   0 коммент.   1922 просм.    Автор: Александр Рудаковский

Власти всех времен и народов уверяют, что именно отсюда, из глубинки, начинается Россия. Уездные городки, привыкшие уважать начальство, внимательно слушают, ухмыляются; от этого им не хуже и не лучше, лишь бы особо не трогали, не начали бы ломать через колено вдруг придуманными реформами, откуда знать власти-то, что из одного зерна два колоса не вырастет; пусть себе тешится, неразумное дитя хоть и не мило, а терпится.
Как водится, между уездными городками на Руси испокон веку дорог не было. Да и то верно, пока деньгами распоряжается чиновник, чью зарплату отбирает собственная жена, а дорогу строит вчерашний колхозник - пьяница, дорог никогда и не будет, несмотря ни на какие государственные миллиарды, программы и прочие прибамбасы.   
История, о которой хочу рассказать, не только из ряда вон. Она имеет точную географическую привязку. Однако, не стоит думать, что ливенская дорожная действительность как-то отличается от рассказанной, стоит только проехать по городу, вспомнив в который раз всех богов и чью-то матушку, и самый известный анекдот о том, что хороший асфальт на дороге не валяется.  
Есть в моей любимой и расхристанной Орловской губернии уездный поселок со странным названием Змиевка. В свое время даже большевики не осмелились назвать прилегающие к нему земли Змиевским районом, а нарекли Свердловским. Впрочем, хрен редьки не слаще. В девяти километрах от Змиевки есть деревушка с еще более странным названием—Дурново. Причем местные жители в этом слове делают ударение не на последнем слоге, как было принято в фамилии министра в правительстве последнего Николая и владельца означенной деревни, а на предпоследнем—ДурНОво. Вот уж действительно, как вы яхту назовете, так она и поплывет.  Так вот, случилось мне как-то пожаловаться правительству Орловской области на отсутствие куска дороги длиной в полтора километра от трассы Змиевка—Яковлево до, собственно, означенной деревни Дурново. Каюсь, много лет терпел, приезжая к родственникам, а тут решил обратить высочайшее внимание. Грешен, позавидовал… покойникам.
Вдруг увидел - в одно лето к неприметному деревенскому кладбищу проложили давно не виданный в здешних местах асфальт.
«Господа-товарищи!» — возопил я правительству области. — «Конечно, спасибо за заботу, но как быть с живыми людьми зимой, весной и осенью отрезанными от райцентра снегами и непролазной грязью?»
А никак — ответили. В деревне Дурново проживает всего чуть более 90 бабушек и дедушек и посему НЕ ПОЛОЖЕНО. Хорошо. Т.е. Плохо. Говорю: «Где деньги, Зин, отваленные государством на обустройство сельских дорог? Через год-два старушкам, действительно, не понадобится асфальт до магазина, им хватит до того самого кладбища».
Ответ стоит того, чтобы еще раз прочувствовать  бремя ответственности, которое несет на своих плечах власть. «Департаментом строительства и ЖКХ Орловской области рассмотрено Ваше обращение на официальный блог губернатора Орловской области А. П. Козлова по вопросу строительства дороги в д. Дурново Свердловского района. Дорога в д. Дурново является дорогой общего пользования (!!!) местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6 сентября 2003 г. № 131-Ф3. По информации администрации Свердловского района на территории Яковлевского сельского поселения расположено 20 населенных пунктов, из которых только 6 имеют дороги с твердым покрытием. Администрацией Свердловского района сформулирована программа дорожных работ на 20013-2015 г.г. Строительство дороги в д. Дурново планируется в 2014 г.»
Прочувствовали!? Казалось бы, радуйся и жди. Но ведь что-то не хочется. Вспоминаются бесчисленные предвыборные и иные обещания о светлой жизни и тот самый деревенский автобан до кладбища, как дорогу в никуда, как многое из того, что делается на наших дорогах, а более того, что может быть сделано.  И  хочется вслед за Гоголем (да простят мне мою самонадеянность), отвечавшему на вопрос «зачем же изображать бедность, да несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдаленных закоулков государства», воскликнуть: «Зато какая глушь и какой закоулок!».



написать комментарий