Проблемы молочного рынка

Уличная торговля – больная тема для нашего города. Гнать бабушек с дикого рынка или оставить их на месте – у каждого ливенца свой собственный ответ на этот вопрос. Но есть одна, безусловно важная проблема, которую нужно решать всерьез – это торговля молоком возле Центрального рынка.

17.04.2013   Общество   0 коммент.   2391 просм.    Автор: Лариса Минц

— Многим жаль бабушек и тетушек, которые стоят там со своими бутылками, — говорит инспектор Россельхознадзора А.А. Агарков. – Когда мы совместно с полицией попытались провести рейд—проверку их продукции, именно покупатели прогоняли нас оттуда.
Добрые ливенцы требовали не обижать жителей села, дать им заработать на их продукции. Хорошие чувства - доброта и жалость. Еще благороднее доверие. Многие горожане твердо уверены в пользе и целительности «настоящего деревенского молока» и думают, что возле рынка именно такое молоко продают. Автор этих строк имеет кое-какой опыт таких покупок. Да, случалось там покупать молоко хорошее, душистое. Но были случаи – покупка отправлялась в унитаз. Один раз от молока в процессе кипячения сильно воняло навозом. Во второй — вместо молока мне продали обрат.
И такое происходило не только со мной. Не так давно позвонила знакомая:
— Что делать с продуктом,  ума не приложу, — жаловалась женщина.
— Купила недавно рыночные сливки. Они постояли немного в холодильнике и превратились в отличную сметану. Но эта сметана почему-то стала горчить…
— Такая горечь в молочных продуктах возникает, если у коровы, которая дала молоко, — больная печень, — объяснила ветфельдшер ветеринарной лаборатории Центрального ранка Татьяна Михайловна Клепова. — Сразу после удоя горечь не ощущается. Но стоит молоку или сливкам постоять сутки—двое, она проявляется и портит вкус молочных продуктов.
Татьяна Михайловна проверяет молоко и сметану более десяти лет и хорошо знает все особенности молочного рынка. Она советует любителям деревенского молока покупать эти продукты только в крытом рынке. Крестьяне из Здоровца, Семенихино, Моногарово, которые там торгуют, находятся под постоянным контролем ее лаборатории. На каждого, вернее каждую, заведена специальная карточка. Ветсправки она проверяет у них раз в квартал, а пробу молока на качество берет ежедневно. Торговцы об этом помнят и стараются соответствовать. Но даже там без казусов не обходится. Несколько раз приходилось снимать с продажи творог и сливки, запах которых показался ветфельдшеру затхлым.  А седьмого апреля нынешнего года Татьяна Михайловна обнаружила, что у одной из торговок молоко разбавлено водой.
И это там, где контроль постоянный. А у «дикой», уличной торговли нет никаких ограничителей, там в молоко и творог может попасть что угодно.
— Несколько лет назад был со мной такой случай, — вспоминает А.А. Агарков. – Мы проверяли рынок «Золушка», там стояла старушка с молоком. Долго стояла, причем, на самом солнцепеке. Через два часа мне стало любопытно, что же все-таки происходит с ее молоком. Я подошел и попросил разрешения попробовать. Несмотря на жару, молоко было как свежее.
После долгих расспросов, сопровождавшихся демонстрацией служебного удостоверения, бабушка призналась, что добавила в свои бутылки химическое вещество, препятствующее скисанию молока. Когда инспектор нашел в Интернете название этого вещества и нормы его употребления, его чуть удар не хватил. Оказалось, что на консервацию тонны молока, требуется всего несколько миллиграммов этого сильного реагента!
— С тех пор я молоко у наших старушек не покупаю, — признается Алексей Александрович. – Просто, знаете ли, боюсь.
После таких историй хочется потребовать от властей немедленно запретить торговать молоком  на улицах и возле рынков. Разумеется, такая мера возмутит любителей деревенского молока.
— Мы несколько раз пытались проверять бабушек с бутылками и ведрами, — рассказала администратор Центрального рынка Галина Викторовна Разичева. — Но они убегают от проверки, не показывают документов.
Завидев проверяющих, торговцы исчезают с насиженных мест. А когда опасность минует, снова выставляют свой товар. При этом некоторые обнаруживаются уже за оградой рынка. Стоят около овощных рядов или рядом с ларьками. Прячутся в проходах и по углам. Когда контролеры их выставляют и оттуда, меняют место дислокации, но упорно продолжают торговать.
— Неужели, все дело в том, что эти люди не хотят платить 53 рубля в месяц за анализ молока и каждый день 47 рублей за торговое место?— поражается такому упорству Т.М. Клепова. — До чего может дойти человеческая жадность!
Сами торговцы на такое  предположение обижаются и уверяют, что денег им не жалко. Просто мест в крытом рынке для всех не хватает. Ох, лукавят бабушки и тетушки. В будние дни молочные прилавки на крытом рынке  заполнены не до конца, место там нашлось бы. Проблема перенаселения рынка возникает только в выходные дни, когда количество торгующих резко увеличивается.
Пробовали решить эту проблему, отправляя торговцев молоком, творогом и всем прочим в павильон, где торгуют птицей. Оказалось, опять плохо.
— Люди в этот павильон не идут, и мы не можем распродать свой товар, — заявили они и вернулись на улицу, ведущую к рынку.
Конечно, за годы вольницы эти люди распробовали ее вкус и свободой дорожат. Они даже свою идеологию выработали.
— Что вы привязались к этим анализам? — рассуждал молодой мужчина из села Троицкого,  не назвавший своего имени. — Думаете, что в магазинах проверка, чистота и безопасность? Да ничего подобного! То же самое, что и у нас. Только у нас дешевле.
На старой картонке, расстеленной у ног сельского философа, стояли сумка с молочными бутылками и большое пластиковое ведро со сметаной. На крышке ведра разместились несколько марлевых узелков с творогом. Место он выбрал с умом, от контролеров его прикрывала большегрузная крытая машина, которая привезла что-то в магазин «Сберегайка».
— Вот и отправь такого в павильон, — говорит Г.В. Разичева. – Да он бороться будет за возможность торговать где-то за углом. Ему здесь и выгода, и удобство. Да и покупатели к такой торговле уже привыкли, переучить их  трудно.
Большинство таких торговцев требует, чтобы на рынке восстановили старые молочные ряды: это несколько столов внутри рынка, но у самого входа, где бы они могли выставить свои бутылки и ведра. Тогда, уверяют они, и поместовые будем платить, и на анализы согласны.
Но войти дважды в одну и ту же реку невозможно, место молочных рядов прочно занято продавцами мануфактуры.
— А даже если случится чудо и молочные ряды восстановятся в прежнем виде – ничего в этом хорошего нет,— считает Татьяна Михайловна Клепова. – Торговать молочными продуктами под отрытым небом - это позапрошлый век и грубое попрание правил санитарии. На рынке должен существовать специальный молочный павильон, в котором стоят столы, обитые металлом, есть вода, есть холодильники для молочных продуктов, ежедневно проводится дезинфекция. Вот  если построить такой павильон и переселить туда всех «молочников», покупатели быстро привыкнут покупать в нем молоко.
Осуществится ли эта мечта, Бог весть. Одно ясно – специальный молочный павильон городу действительно необходим. Появись он, и бороться с дикой торговлей станет гораздо легче. Да и потребителям, в конечном  счете, станет лучше.



написать комментарий