Женщины, верные Богу

В прошлое воскресенье Марие – Магдалинский монастырь в селе Никольском Должанского района праздновал свой престольный праздник – День Жен Мироносиц.

22.05.2013   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   2170 просм.    Автор: Людмила Владимирова
Новости Ливны -

На праздник в монастырь ливенские паломники едут затемно. Все хотят попасть на первую, еще не парадную его часть – утренний молебен. Его служат священник и причетник монастыря в сослужении нескольких певчих монахинь на улице у высокой лестницы, ведущей в храм. Никакой торжественности, парадности и пышности. Утренний ветерок прохладен. Но видно, что этим людям хорошо молиться в тишине и благоухании цветов. Самые задушевные просьбы возносятся к небесам в этот утренний час.
Священник  взывает к святым, память которых отмечают в этот день, и просит помощи у святых жен мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии и других, имен, которых мы не знаем.
— Молюсь о даровании здоровья, — рассказывала перед молебном одна из паломниц.
— Годы мои еще не старые, а привязались многочисленные недуги, которые мешают жить и радоваться жизни. Хотите верьте, хотите нет, а после молебнов и причастия мне становится лучше.
А другая паломница приезжает в монастырь, как родину своего детства.
— Я родом из Никольского, — рассказала она. — Ребенком играла на развалинах этого монастыря и храма. Если бы вы знали, какое здесь царило запустение! Дикие травы и груды камней. Даже удивительно теперь смотреть на эту красоту.
Красота - это разноцветные петунии вдоль асфальтовой дорожки, молодой яблоневый сад, новый монастырский корпус из красного кирпича. Все яркое, светлое, радующее глаз. Похоже, в ограде монастырских стен все растения чувствуют себя хорошо и привольно.
— Здесь, правда, очень хорошо, — подтверждает это ощущение паломница, которая назвалась Лией. — Сестры такие дружные. В этой общине действительно есть любовь христова.
Лия год прожила здесь трудницей, уже и постриг принять собиралась, да не пришлось. Вновь ушла в мир, потому что некому было ухаживать за восьмидесятилетней мамой. Но на День Мироносиц непременно приезжает поздравить сестер с их большим праздником.
Сами сестры в это время все в хлопотах. Нужно украсить главный храм, приготовить угощение для  нескольких сотен людей: по традиции в день престольного праздника монастырь угощает всех паломников обедом: щами, тушеной рыбой с картофельным пюре и компотом. К тому же, никто не отменяет обязательного для монахинь молитвенного правила и обычных работ. Так что празднуют в монастыре только паломники. А сестры, все четырнадцать монахинь, трудятся, чтобы создать для них этот праздник.
После молебна наступает пауза. Паломникам дается время приобрести свечи, подать записки с именами живых и умерших родных. К матушкам, принимающим записки, очередь. То и дело кто — нибудь просит записать на годовой или полугодовой помин в монастыре болящего родственника  или справить сорокоуст за умершего. Верующие не сомневаются: монастырская молитва сильна, она обязательно поможет.
— У меня сестра сильно болела, отекали ноги, — шепотом рассказывает одна из паломниц соседке. — Ей посоветовали заказать сорокоусты в нескольких монастырях. И, знаете, помогло.
И все- таки все в напряжении - ждут приезда архиепископа Орловского и Ливенского Антония. О нем возвещает колокольный звон.  
Архиерейская праздничная литургия действительно кульминация праздника - пир духовный. Начинается она красочным зрелищем переоблачения архиерея, которое происходит в центре храма на специальном помосте, покрытом орлецом — круглым ковриком с изображение орла. На таком коврике должен стоять духовный владыка во время богослужения.  
Но главная радость — пение архиерейского хора. В ливенских храмах хорошо поют, много прекрасных голосов, но  редко услышишь  с такой мощью разносящееся по храму: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас».
Хор владеет настроением людей собравшихся в храме, он выводит священные напевы то просветленно печально, то радостно, то таинственно. На «Иже Херувимы, тайно образующие» встают и немощные, и старые, для которых в храме были поставлены стулья и скамейки. В глубоком молчании, склонив головы, ждут верующие, когда в алтаре совершится самое большое чудо веры: превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы.
Но прежде чем преподать верующим причастие, владыка говорит им о празднике, о тех женщинах — женах – мироносицах, которые прохладным утром пришли две тысячи лет назад к могиле Спасителя и принесли с собой ароматные вещества, миро, чтобы по обычаю возлить его на тело умершего.
И не нашли тела, зато увидели ангелов, которые возвестили им, что Иисуса Христа нет среди мертвых, что он воскрес.
— Крестная смерть Христа породила в сердцах человеческих великое смятение, — говорит владыка Антоний. — Сами апостолы - ученики Христовы испугались и растерялись. Они разбежались, спрятались, боясь преследований и казни. И только жены - мироносицы - святые жены остались верны Спасителю. Сомнений не было в их сердцах. И когда они рассказали св. Петру о Воскресении, они стали первыми проповедниками учения Христова.
Не так ли случилось и в наши времена? Во время всеобщего отступления от веры только женщины заполняли храмы и сохраняли то малое, что осталось. Да и сейчас в храме Марии - Магдалинского монастыря куда больше паломниц, чем паломников. Женщин не меньше сотни, а мужчин, от силы, десяток наберется. Зато много малышей. Дай Бог, чтобы эти маленькие мальчики, которых привели сюда матери и бабушки, выросши, не забыли дороги к храму.
Причастие, крестный ход, еще одна проповедь, на этот раз сказанная местным батюшкой. Слушают внимательно, но уже немного устали. Это блаженная, легкая усталость от праздничных переживаний. Самые нетерпеливые уже спешат в нижний храм во имя Тихвинской иконы Божией матери, превращенный на время праздника в трапезную. Там их ждут длинные столы, уставленные тарелками с хлебом и сыром, и матушки у больших кастрюль с угощением. Праздник кончается. Но запоминается надолго.



написать комментарий