Первая колыбель

Родильный дом – это первая колыбель появившегося на свет человека. Врачи – гинекологи, акушеры, неонатологи – помогают ему войти в этот мир, связанные единой цепью, звенья которой неразрывны.

20.06.2013   Общество   0 коммент.   3617 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -На фото: Т.А. Каменева, Н.В.Слукина и Л.Н. Стребков обсуждают график дежурств.

На фото: Т.А. Каменева, Н.В.Слукина и Л.Н. Стребков обсуждают график дежурств.

В одной из палат роддома — счастливые мамы с крохотными новорожденными малышами — Светлана из Русского Брода, Ольга из Сергиевки, Татьяна из Ливен, а Катя из Ульяновска (приехала за мужем, как декабристка!). Сейчас у них все хорошо, молодые женщины рассказывают, что им все здесь нравится — и уход, и помощь.
Но всё не так радостно, как кажется на первый взгляд. Если реально смотреть в недалекое будущее, то в ливенском роддоме скоро может не стать врачей.
Наш роддом принимает рожениц из Должанского, Краснозоренского, Новодеревеньковского, Верховского, Колпнянского районов. В Верховском районе на несколько десятков тысяч населения нет врача-акушера. Что касается специалистов, то среди врачей женской консультации практически все — пенсионеры или скоро ими станут. 1 июня одна доктор уже ушла. Приток молодых кадров под большим вопросом.
Разговор в ординаторской родильного отделения не вселяет оптимизма.
— В свое время, после окончания Курского государственного медицинского института, меня распределили в Ливны, тогда молодым специалистам давали жилье, а это, кроме любви к своей профессии, был огромный стимул, — рассказывает заведующая роддомом ЦРБ Т. А. Каменева. — Вот уже 25 лет прошло с тех пор, но я понимаю, что после нас может никого и не быть.
— Работать тяжело, все понимают огромный груз ответственности, врачи женской консультации идут в роддом дежурить с неохотой, — поддерживает коллегу Л. Н. Стребков. — Нагрузка постоянная, мы все на адреналине, едем по звонку в любое время дня и ночи, это кроме собственного дежурства. Напряжение это сказывается и на нашем здоровье, несмотря на врачебный долг, все же мы не железные. Но заменить нас некому.
В журнале учета рабочих часов длинные строчки с числами (днями и ночами дежурств). Означает это то, что вместо 6, 5 ставок работают три человека. При всем этом, в течение практически круглосуточного режима выполняются все необходимые плановые и экстренные операции, процедуры, обходы, выписки. Такая же ситуация и у неонатологов, которые, выхаживая крайне тяжелых новорожденных, почти всегда дарят им вторую жизнь.
Всплывает новость об «итальянской забастовке», когда в Италии врачи решили работать ровно столько, сколько им положено — и ни минутой больше. Многие врачи в России стали прибегать к такой форме протеста, именно протеста, потому что настоящему российскому доктору эти нормы не подходят — как известно, в дождь и снегопад, в любое время суток, врач должен оказать помощь, если того требует ситуация. Или же вот так дежурить, чтобы быть на посту.
Это слово — «пост» — я часто слышу в нашей беседе. Например, 5-10 лет назад шла борьба за создание круглосуточного поста операционных медсестер. Сегодня он есть. Операционная может быть развернута в считанные минуты. Нет врачей.
«Разъезжается» потихоньку городская поликлиника, потянулись в Москву педиатры.
— Вот мы часто собираем средства на лечение какому-либо ребенку, например, а его лечат мои сокурсники, которые в свое время уехали в Израиль, такие же квалифицированные советские врачи. Но у них там совершенно другие условия и стимулы для работы, — грустно улыбается Татьяна Александровна. — Несмотря на наши запросы в вуз Орла, ни один молодой врач-акушер к нам не пришел. Вообще, я считаю, что работа в районе — это приговор. И выхода я не вижу.
Действительно, работать в стационар молодежь не идет — слишком велик риск, экстремальные ситуации достаточно часты, когда требуется спасать жизнь матери и ребенка, а иногда выбора судьба не предоставляет — либо мать, либо ребенок. Ежегодно порядка 30 детей приходится переводить в Орловскую городскую больницу. Но там есть все необходимое оборудование, лаборатории, работают бригады врачей, анестезиолог, реаниматолог. Учитывая, что Орловский городской перинатальный центр принимает 2. 600 родов (данные за 2012 год), в Ливенском районе цифра более чем в половину меньше—1045 (во Мценске — 713 родов и Орел практически рядом), наш роддом может лишь мечтать об оснащении оборудованием и специалистами.
За последние 10 лет пять молодых квалифицированных врачей акушеров-гинекологов до 35 лет начинали работать в акушерско-гинекологическом комплексе в Ливнах, но, спустя некоторое время, разъехались — кто в Брянск, кто в Москву, кто в Московскую область.
Сегодня молодым врачам предлагают 100 000 рублей подъемных и 5 тысяч ежемесячно для оплаты съемного жилья. Но на 100 000 тысяч квартиру не купишь, а зарплата в 6,5 тысяч как-то не стимулирует. Естественно, размер заработной платы не привлекает молодых врачей на периферию.
— Здоровье наших женщин оставляет желать лучшего. Каждый третий ребенок рождается с какой-либо патологией. Беременность и роды — это вообще очень рискованный для здоровья матери и ребенка период, — подключается к коллегам врач Н. В. Слукина, — но диагностические возможности каждого лечебного учреждения разные, зависящие от уровня оснащенности и финансирования.
Еще стоит сказать, что врачам приходится работать с ВИЧ-инфицированными женщинами, больными гепатитом, поэтому велик риск профессионального заражения. Что уж говорить о постоянном психологическом напряжении — а ведь мы всегда ждем от докторов доброты, внимания, дружеского общения. В семьях врачей близкие привыкли к их непредсказуемому графику, но сами они уже не посоветовали бы детям выбирать профессию медика.
— К сожалению, речь о престиже работы врача уже не идет. Слишком неравноценны профессиональный энтузиазм и реальность. Нужно, чтобы хотя бы 6-8% ВВП выделялось на профилактику и здравоохранение. Например, во времена СССР ежегодно проводился ремонт, ну, а у нас сами видели, — Татьяна Александровна показывает на облупившиеся потолки в родильном отделении.
Доктор Леонид Рошаль, наш земляк, возглавляющий Общественную палату, уже давно обращает внимание Правительства и общественности на проблему медицины. Беда, что закрыты многие сельские и районные больницы, под угрозой бесплатная медицина как социальный институт, и существующий независимый профсоюз медицинских работников давно бьет тревогу по этому поводу.
На момент окончания интервью у приемного покоя остановился реанимобиль из Орла: коллеги приехали помочь спасать жизнь новорожденного, маму которого доставили из Верховского района. В 38 лет у нее первые роды. Но, обследуя еще беременную женщину, врачи обнаружили, что ребенок испытывает гипоксию в утробе матери, попросту говоря, медленно задыхается, хотя до родов еще две недели. В таких случаях врачи рекомендуют кесарево сечение, чтобы успеть спасти ребенка. Мамы соглашаются на все, лишь бы не было беды. «Рожденный» таким образом малыш сейчас находится на искусственной вентиляции легких. Орловские и ливенские врачи борются за его жизнь.
Тут же в приемный покой пришел парень, молодой отец. Счастливая улыбка. Принес продукты для своих жены и сына.
— Я всем врачам и персоналу очень благодарен! Забирать семью приду с цветами для всех!
Несмотря на все трудности и проблемы, врачи и медицинские сестры акушерско-гинекологического комплекса Ливенской ЦРБ всегда на своем круглосуточном посту. Сколько еще продержатся?



написать комментарий