Конструктор Филиппов: «Наши насосы работают в условиях ада»

Ливенский конструктор сделал изобретение, которое признано уникальным.

10.07.2013   Общество   0 коммент.   2790 просм.    Автор: Оксана Сарычева
Новости Ливны -

На празднике «Лица года» в числе многих достойных людей нашего города чествовали главного конструктора проекта ОАО «ГМС Насосы» Евгения Анатольевича Филиппова. По итогам работы за прошлый год он получил сертификат профессионального инженера России по результатам Всероссийского конкурса «Инженер года» в номинации «Машиностроение».
…Он все-таки успел поздравить супругу с 8 Марта! Командировка в Казахстан неожиданно затянулась, и вместо планируемых двух недель Евгений Анатольевич пробыл там месяц. Мудрили, говорит, местные нефтяники: то скважины не могли подобрать, в которые можно было опустить два опытных образца ливенских насосов, то подготовить их к работе, то есть освободить от газов, то выполнить наши требования по глубине спуска насосов в скважину...
— Загазованность скважины один из факторов, осложняющих работу насоса и установки в целом. А мы привезли на этот раз два усовершенствованных экземпляра, которые благодаря специальному клапану, могли работать и поднимать с километровой глубины нефтесодержащую жидкость в условиях загазованности, - рассказывает Евгений Анатольевич.
Собственно говоря, клапан раздела сред - это техническое изобретение Филиппова. Бюро патентоведения в Москве уже провело исследование и признало изобретение уникальным. Сейчас идет процедура описания, чтобы исключить плагиат и закрепить авторские права за конструктором, у которого уже есть несколько технических новинок, закрепленных патентами России.
Казалось бы, нефть «качают» не одно десятилетие, а спрос на главный агрегат (насос) не ослабевает.
— «Сливки» сняли в советские годы: качественная нефть, можно сказать, лежала на поверхности, и взять ее не составляло большого труда. С каждым годом добывать нефть становится все сложнее. И не только потому, что полезное ископаемое залегает глубоко, а насосы опускаются все больше вглубь земли, где они работают в условиях ада. А еще и потому, что эта пластовая жидкость имеет большую вязкость и содержит много примесей: песок, вода, парафины, смолы, да там вся таблица Менделеева! – получаю ликбез от специалиста.
Рассказ Евгения Анатольевича о работе на нефтяных месторождениях содержал много подробностей, укрепивших в мысли, что нефтяной рынок живет по своим законам. За годы работы ему доводилось доставлять ливенские насосы в разные города, страны и континенты, в том числе в Венесуэлу, а также республику Тринидад и Тобаго. И далеко не всегда ливенскими насосами, даже наряду с признанием явного преимущества самых требовательных специалистов и успешно проведенными испытаниями, переоборудовались полностью месторождения. Казахам, к примеру, вопреки логике, почему-то легче содержать скважины с 5-процентной рентабельностью, тогда как адаптированный под их условия насос с маркой «ЛГ» в самой бесперспективной скважине работает почти полгода и выдает КПД едва ли не сто процентов.
Так что, продвигая свое детище, конструктору нужны еще и завидные способности дипломата, чтобы вести переговоры на чужой территории и налаживать партнерские отношения. К примеру, с Казахстаном они строятся уже третий год. Ливенскими насосами заинтересовались институты, которые сами предлагают сотрудничество, рекомендуют ливенские насосы разным предприятиям нефтедобычи и нефтепереработки. Но…
— Всякое бывало. Вредительство, обман. Знаете, до того, как мы пришли на месторождения в этой бывшей союзной республике, нефть там качали винтовые немецкие насосы, которые работали в среднем 3-5 дней, максимальный рекорд – 27 дней. А затем ломался или у него до ноля падал коэффициент полезного действия. Первый же плунжерно-диафрагменный насос, адаптированный к существующим тяжелым условиям добычи, который мы там опустили в скважину, без перебоя отработал три месяца, полгода, причем без проведения рекомендованной профилактики. Казахи посмотрели, убедились в качестве насосов, и только потом заключили контракт. Но поставили условие: преодолеть загазованность, что, собственно и было сделано, - все новые подробности рассказывает Евгений Анатольевич.
И еще одна любопытная деталь: подъем и спуск насоса при его замене или ремонте стоит пять тысяч долларов, что в разы превышает стоимость самого насоса. А все затраты ложатся… правильно, на стоимость нефти.
А если честно, мне, слушая обо всех перипетиях между тем, кто делает насосы и эксплуатирует их, стало радостно за ливенских насосостроителей, которые работают профессионально и честно. На совесть.
Высокие награды и признание в научных кругах ливенских конструкторов, инженеров, технологов, электронщиков тому подтверждение.
Кстати, награду, - сертификат профессионального инженера, подписанный председателем жюри конкурса, академиком и членом президиума РАН Ю.В.Гуляевым, - Евгений Анатольевич лично не смог получить. Он был в командировке в том же Казахстане. За него сертификат получил молодой специалист-электронщик предприятия, который также стал победителем конкурса в своей номинации. Вручение произошло в торжественной обстановке на родном заводе. В течение пяти лет реестр победителей конкурса будет размещен в Интернете и специальном WEB – сайте. Кстати, свой первый сертификат по итогам работы Евгений Анатольевич получил в 2007 году.
Сам конструктор более чем скромно относится к награде.
— Конструкторы не любят шумихи вокруг своих изобретений. Ведь это обычная работа: получили задание, подумали, что-то усовершенствовали, получилось – уже хорошо. Значит, ругать не за что, - улыбается Филиппов.
Пожелаем Евгению Анатольевичу успехов в работе. И удачи.  



написать комментарий