Ю. А. Преображенский: «Учителям выдадут ваучеры…»

Первого сентября вступил в силу новый закон «Об образовании», который в обществе был воспринят неоднозначно. К примеру, при его обсуждении на региональном уровне в областном Совете, одни депутаты считали его прогрессивным, другие, наоборот, называют его формальным сводом указов, а фракция КПРФ и вовсе игнорировала голосование. Обсудим нововведение вместе с начальником отдела общего образования администрации города Ливны Юрием Анатольевичем Преображенским.

11.09.2013   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   3512 просм.    Автор: Оксана Стаханова
Новости Ливны -

Вопрос: - Юрий Анатольевич, скажите, что нового внес закон и как это может повлиять на жизнь образовательных учреждений, качество образования, и т.д.
Ответ: - Новый закон объединил в себе несколько законов, действовавших до сих пор: «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и прочие. Он определил термин «образование» для всех уровней, начиная с дошкольного, которое становится первой ступенью образования (а не начальное образование), и для которого даже разработаны федеральные образовательные стандарты.
Всерьез обсуждался вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образование обязательным. Но потом, прислушавшись к голосу общественности и профессионалов, решили, что эта мера преждевременна. Тем более что остается такая форма образования, как семейная. В то же время промежуточная и итоговая аттестация для человека, получившего семейное образование, остается бесплатной. Семейную форму образования можно просто выбрать, без каких-то специальных условий. Но, замечу, что заменить образовательное учреждение будет сложно.
Вопрос: - Новый закон вводит и новые понятия. К примеру, образовательные учреждения стали образовательными организациями. Школ теперь не будет?
Ответ: -- На деле это не означает, что школам придется переделывать Уставы и менять печати. Школы, как были, так и будут работать. Просто вводится более общее понятие – организация. Это вуз, профессиональное училище, сюда могут входить общественные и религиозные организации, которые решат проводить образовательную деятельность и получат соответствующую лицензию.
Закон отменяет такое понятие, как вид образовательного учреждения. Понятие «тип» (муниципальное и т.д.) остается. А «вид», к коему относятся лицеи и гимназии, выхолащивается. Здесь остаются организационные вопросы, на которые пока нет ответа.
Вопрос: - Как будет осуществляться финансирование. Критики Закона говорили, что Закон – шаг к платности образования.
Ответ: - О платности образования речь в Законе не идет. Поясню процесс выделения средств. Каждое образовательное учреждение теперь разрабатывает свою образовательную программу, что в Ливнах хорошо умеют делать. В основе программы либо федеральные требования, либо федеральные образовательные стандарты, которые нельзя изменить, а только расширить. Эти изменения нужно согласовать с учредителем (в нашем случае это городская администрация) для того, чтобы получить финансирование. Под эту образовательную программу появляется муниципальное задание, на ее реализацию и выделяются необходимые средства.
Деньги в школе разрешено брать лишь за дополнительные образовательные услуги, но в Ливнах их мало кто оказывает в школе. Разве что группа продленного дня, где плата взимается с ограничением. Деньги берутся только за питание.
Вопрос: - Федеральные образовательные стандарты. Что это такое? Прежде говорилось о том, что это некий набор предметов, которые можно изучить бесплатно. Назывались 5-6 предметов, то есть научат писать, считать и читать, и все. А такие дополнительные предметы как физика, химия, иностранный язык и прочие, будут преподаваться за деньги. Но поскольку, проучившись неделю, никто не получил чеков на оплату предметов, слухи вокруг ФГОС оказались неправдой? Сколько предметов входит в образовательные стандарты? Есть ли их перечень?
Ответ: - Пока ФГОС были разработаны для начальной ступени образования. Сейчас в Ливнах в двух школах обучаются по образовательным стандартам пятиклассники, то есть вторая ступень образования начинает учится по ФГОС. И никакие счета родителям не предъявляли, и не предъявят. По мере того, как дети будут расти, ФГОС будет разрабатываться для 6-х, 7-х и последующих параллелей. И безусловно, обучающиеся по этой программе имеют весь набор предметов. Более того, туда входят 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Бесплатно. Это проектная деятельность, по которой с первого класса ребенок может разработать проект и осуществить его в той или иной области. Это и интересная, и нужная вещь в качестве адаптации к современной жизни.
И потом, есть конституция, которую не меняли, в которой закреплено право на бесплатное общее образование. Это ответ всем критикам. Кстати, учебники для детей, обучающихся по образовательным стандартам, выдаются бесплатно. Учебная литература для третьих и четвертых классов, обучающихся по ФГОС, уже поступила в ливенские школы, хотя раньше сообщалось, что она придет не раньше середины сентября.
Вопрос: - Что будет с профильным образованием? Закон вводит понятие вариативность образования, что это такое? Если большой разницы нет, то в чем тогда новизна?
Ответ: - Закон во многом новый по форме, но это не значит, что он революционно новый. Многое, чтоб было наработано, остается. И профильная и предпрофильная подготовка в том числе. Это компоненты образовательной программы школы, которые допустимы и рекомендованы.
Вопрос: - Как новый закон изменит положение учителей и изменит ли?
Ответ: - Произошла крайне важная для моих коллег вещь. Федеральным законом определены права и обязанности лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Четко сказано, что средняя зарплата учителя не может быть ниже средней заработной платы в экономике по региону. Это Закон. Это очень важно.
Также закреплено право учителя бесплатно проходить переподготовку раз в три года. Уже возникли системы, как это сделать, в том числе и ваучерная. Она еще в зародышевом состоянии, но суть в том, что раз в три года учитель получит ваучер, документ, который имеет некоторый финансовый эквивалент, и позволит педагогу выбрать учреждение, в котором он сможет пройти переподготовку. В пределах России. Раньше мы все были привязаны к орловскому институту усовершенствования учителей, а теперь, при желании, такую переподготовку можно пройти, к примеру, в Воронеже. Только нужно удостовериться, что у этого учреждения есть лицензия.
Вопрос: - Обязанности, как стало понятно, прописываются для всех. И для родителей тоже?
Ответ: - Безусловно. Основная обязанность родителей состоят в обеспечении условий для обучения ребенка. Если такой возможности нет у родителей, то в этом случае вступают в силу другие законы, которые подразумевают какую-то помощь для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Не нужно ее путать с нерадивостью некоторых мам и пап, которые считают, что место и условия, в которых ребенок должен учить уроки, - это их личное дело. Нет! Закон говорит, что порядок в квартире, обустроенное место для занятий - это обязанность родителей. Если этого нет, то предусматриваются даже штрафные санкции.
Далее. Про школьную форму. Пора прекратить ее обсуждать, а надо решать, какая она будет и изготавливать ее. А школьникам объяснять, что носить форму – это обязанность.
Вопрос: - На каком месте в Законе воспитательный процесс? Критики утверждают, что такое понятие вообще исчезло.
Ответ: - Ничего подобного при прочтении Закона я не увидел. Напротив, воспитательный компонент прописан как обязательный и появилась соответствующая концепция. Конечно, пока это рекомендации, зато ее можно обсуждать.
Вопрос: - Претерпела ли изменения итоговая аттестация? ЕГЭ остается?
Ответ: - ЕГЭ остается, хотя обсуждался проект о его отмене и о праве выбора итоговой аттестации в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Надо дать возможность выпускникам выбрать наиболее подходящий для себя способ сдачи экзаменов. Но, выбирающий традицию, выпускник лишается права поступать в вуз. Потом он может передумать, сдать ЕГЭ и отравиться получать высшее образование. В Ливнах есть много людей, учащихся 10-й школы, где получают образование взрослые люди, которые не собираются учиться дальше, думаю, они предпочли бы традиционную форму сдачи экзаменов.
В ЕГЭ появились новые льготы. Отныне сертификат будет действителен не 2 года, а пять лет.
Изменения пройдут и в организации экзамена. В этом году ЕГЭ сопровождалось серией скандалов, что возмутило все педагогическое сообщество, потому что нарушился главный принцип равенства возможностей, когда добросовестный ученик, каковых большинство, пришел на экзамен и сам писал, а другой получил заранее готовый вариант ответа и все списал, и получил высший балл. Это нечестно.
Поэтому на будущий год планируется установка в каждой аудитории маломощной «глушилки», которая сделает невозможным использование Интернета и телефона. Еще будут установлены веб-камеры для записи на носитель в случае возникновения вопросов. Закон это будет разрешать. Также планируется разделить задания по часовым поясам.
Выпускники должны показать на что способны, а не то, кто и как ловко умеет пользоваться техсредствами.
И последнее. Когда в обществе созреет понимание: чем лучше я учусь, тем лучше живу, тогда и вопросов к итоговой аттестации не останется. Обращаюсь к школьникам. Пройдет мало времени и свершится то, чего мы ждем: чем образованней будет человек, тем успешнее он будет в жизни и лучше жить материально. Отчасти такое понимание уже приходит. Это основная государственная задача в социальной сфере.



написать комментарий