Мальчишки и девчонки, а также их родители…

Кто должен заниматься воспитанием детей — семья или школа? А если семья и дети — неблагополучные?

09.10.2013   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   2946 просм.    Автор: Галина Кондратьева

Многие хотят «скинуть» бремя воспитания друг на друга, хотя сегодня призваны помогать воспитывать детей и заботиться об их правах все существующие службы — учителя, воспитатели, отделы опеки и попечительства, социального обеспечения, медико-педагогические и психологические центры. Но все чаще, увы, вынуждены подключаться инспекции по делам несовершеннолетних, собираться  по их же делам комиссии.
Одно из последних заседаний комиссии состоялось на прошлой неделе в городской администрации.
В кабинет заместителя главы города по социальным вопросам В.Г.Середы были приглашены завучи по воспитательной работе, врач-нарколог, работники собеса, инспекторы по делам несовершеннолетних и др.
Как правило, разбирают на заседаниях поступки и поведение нерадивых родителей или непослушных детей. Каждый случай индивидуален, и требуется опыт, жизненный и профессиональный, чтобы оценить степень неблагополучности и принять решение.
В данном случае рассматривались четыре дела.
У мамы двое сыновей, 13 лет и 4 года, от разных отцов. Между матерью и старшим сыном нет никакого взаимопонимания. Может, от трудностей, но мама иногда может позволить себе выпить с соседкой. Так случилось, когда к ней домой явился участковый сообщить, что старший сын украл 5 пачек сигарет. Но, к сожалению, мама не может никак повлиять на сына, поскольку, по ее выражению, сама упустила его, работая по 16 часов.
—Вы понимаете,—обратилась к маме инспектор ПДН С.И. Кустова, — что сейчас я иду с Вашим сыном по жизни вместо Вас. Он уходит с уроков, его затянула улица. А затем в 14 лет его осудят. В свое время он был Вам не нужен.
Мама клятвенно пообещала, что постарается восстановить отношения с сыном. Для этого ей было рекомендовано посетить специалистов психолого-педагогического центра.
Вторыми пригласили в кабинет  парня 16-ти лет с мамой. В общественном месте он выражался нецензурной бранью. Позади  шел полицейский и все слышал. Объяснил, что за такой проступок полагается штраф от 500 до 1000 рублей, либо административный арест до 15 суток.
— Слово нынче стоит дорого, — резонно заметил В.Г. Середа.  
А ведь у нас на улицах сплошь и рядом нарушители, товарищи дорогие, несовершеннолетние и взрослые… Не знают они и не ведают, наверное, что нецензурная брань приравнена к мелкому хулиганству.
Всех приглашенных секретарь комиссии ПДН М.А. Полуночева знакомит с соответствующими статьями в гражданском и уголовном кодексе. Одни получают предупреждение, другие платят штраф в зависимости от ситуации.
Сложным был третий случай. Родители развелись, дети живут то у отца, то у матери. Отец не работает официально, был судим. Должен платить алименты. Но из его уст слышатся претензии в адрес всех государственных структур, только не в собственный адрес.  В конце заседания В.Г Середа обратился к коллегам:
— Мы должны всех неблагополучных взять под крыло, сами должны показать пример индивидуальной работы с родителями, подростками, наладить контроль за посещаемостью школы, ситуацией в семье. В связи с этим предлагаю организовать в нашем городе службу социального патруля и наставничества.
Такое положение подписано главой города Л.И. Фаустовым.
«Социальный патруль создается администрацией города Ливны в целях профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних и предназначен для выявления семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на этапе раннего семейного неблагополучия, оказания оперативной социальной помощи, осуществления их комплексного и межведомственного сопровождения», — читаем в положении. Это и есть «взять под крыло» всем миром.
Те же цели обозначены и в положении о наставничестве — «Об организации работы наставников (общественных воспитателей) на территории города Ливны».
В принципе, хорошо забытое старое советское воспитание. И новые современные казенные термины не меняют его сути.
Непосредственно организация такой работы уже обсуждалась день спустя в зале городской администрации. К 15 октября должны будут сформированы рабочие группы социального патруля и определены наставники по городу  району.
Заместитель прокурора ливенской межрайпрокуратуры Г.А. Кочегарова и старший помощник прокурора Т.Г. Сазин, проводя совещание, не раз отмечали то, что в этой форме работы должны быть задействованы очень неравнодушные, уважаемые и достойные люди.
Другое дело, что у сегодняшних подростков, особенно «трудных», в жизни мало авторитетов. И здесь придется подумать и поискать.
В конце 90-х годов в вузах были введены специальности «Социальная педагогика». На свежеиспеченных специалистов возлагались большие надежды. И они оправдались. Почти.
Социальный педагог был в каждом учебном заведении, вел огромную работу. И ведет до сих пор. Однако, жизнь внесла свои коррективы. Она изменила все сферы — культурную, семейную, бытовую, социальную. Даже за тот десяток с небольшим лет общество стало другим. И многие поняли, что опоздали, что поезд, как говорится, ушел. Изменились приоритеты, ценности, моральные категории. Социальные педагоги по-прежнему работают, но уже не везде. Социальный патруль и наставничество — это им в помощь. Увы, похоже, мы не справляемся. Но надеемся!
Пример наставника, который является авторитетом для многих — Нина Николаевна Можина. Сегодня она на пенсии, но ее до сих пор помнят все ее подопечные. Потому что, работая в отделе опеки и попечительства, всем отдавала она свое сердце и искреннее участие. Завоевать доверие детей и родителей очень непросто. Нина Николаевна всячески помогала обустроить жизнь тем, кто нуждался в добром слове, жилье, работе. Благодаря своему деликатному, бережному отношению к выплеснутой боли, материнскому участию в жизни сирот и «трудных», Нина Николаевна стала для них надежным, искренним другом, с которым можно поделиться и который не предаст, а обязательно поможет найти выход. Многие ее подопечные и коллеги до сих пор общаются с ней.
— Очень своевременно вернуться сегодня к наставничеству. Эта форма работы когда-то себя оправдала, но сегодня другие дети и родители, другая жизнь. Наверное, будет намного труднее. В такой работе важно по-настоящему добросердечное отношение к семьям с проблемами. Хорошо, что всем миром берутся за помощь. Хочу только пожелать коллегам душевных сил и терпения!
Таким качествами обладают многие педагоги  нашего города. Например, С.И. Кустова, Г.А. Кочегарова, сочетая в себе душевность с профессиональными качествами, зная почти все о своих проблемных детях и родителях, заражают примером многих коллег. Но это умение достигнуто большим жизненным и профессиональным опытом. Хотелось бы, чтобы группы социального патруля и наставники сложились в большую надежную городскую и районную команду. Но мы с вами, уважаемые читатели, тоже не должны оставаться в стороне — ведь мы чьи-то соседи, приятели, знакомые, наверняка, какую-либо помощь можно оказать своему ближнему! Может, кое-кто и махнет рукой: дескать, безнадежное это дело, исправлять пьющих родителей, агрессивных «трудных» подростков. Но не пытаться нельзя!
Доброе слово, своевременный сигнал, протянутая рука помощи – это нам по силам.



написать комментарий