В морге с голоду не умрешь

Свыше миллиона рублей в год — такую прибыль предположительно имел с покойников санитар Ливенского межрайонного отделения Орловского областного бюро судмедэкспертизы Николай Александрович Бочаров.

23.10.2013   Суд да дело   0 коммент.   4446 просм.    Автор: Лариса Минц

Не дай Бог никому очутиться у дверей морга. Но большинству из нас этого не избежать. Все-таки люди смертны. И, как сказал классик, они даже внезапно смертны. Вот Г.С. Барыбина была вынуждена срочно доставить в морг тело внезапно умершего гражданского мужа Н.В. Костикова. Несчастье случилось накануне выходного дня.
— В морге меня встретил санитар Н.А.Бочаров, — вспоминает женщина об этом тяжелом для нее вечере. – Он сказал, что тело мужа должно пробыть в морге не менее четырех дней. Услуга эта платная, каждый день стоит 2 тысячи рублей.  Следовательно я должна отдать 8 тысяч.
Расстроенной, заплаканной женщине было не до того, чтобы разбираться, насколько справедливы требования санитара. Она покорно отдала деньги. К тому же Г.С. Барыбина рассчитывала, что часть денег ей возместит военкомат, который помогает вдовам и родственникам хоронить воинов – афганцев. Только через несколько недель она узнала, что санитар не имел права требовать деньги за услуги морга. Но было поздно. Приходила она к Н.А. Бочарову, просила вернуть деньги, но, конечно, ничего не получила обратно.
— Это не единственный случай поборов с родственников умерших, — рассказывает старший помощник прокурора  Сергей Алексеевич Горюшкин. – Разница только в величине запрошенной суммы. Обычно санитар морга брал за свои услуги от 3 до 5 тысяч рублей. Наверное, Г.С. Барыбина показалась Н.А. Бочарову легкой добычей.
За годы работы в морге санитар Н.А. Бочаров в дополнение к своим специфическим трудовым навыкам стал еще и отличным психологом и научился понимать, кого можно «расколоть» на приличную сумму, а кто окажется неподатлив. Но  многие родственники умерших, обратившись к Бочарову, не уходили из морга не заплатив. И это особенно возмутило правоохранителей, потому что хранение тела в морге бюро судмедэкспертизы,  вскрытие и приведение в порядок трупа не должны ничего стоить родственникам умершего. По закону все это делается БЕСПЛАТНО.
Однако, ливенцы платят. Возможно,  это происходит от некоторой путаницы в головах. Немногие знают, что у нас существуют два заведения с названием морг. Один – так называемый новый морг, относится к штату Ливенской ЦРБ, его работники подчиняются глав. врачу этой медицинской организации А.Н. Крючкову. В этот морг поступают тела людей, умерших в палатах от болезней или дома от известных врачам причин. Этот морг оборудован современным холодильником на несколько мест. Вот там хранение тела вплоть до выдачи для захоронения действительно платное. Но оплата производится в больничную кассу и для нее существует прейскурант.
Второй – «старый морг» — это филиал Орловского областного бюро судмеэкспертизы, его работники подчиняются непосредственно руководству Орловского бюро. В этот морг привозят тела жертв ДТП и криминальных происшествий, внезапно умерших жителей города и района, тела которых подлежат вскрытию. Все, что делается в этом морге, — начиная от вскрытия и кончая выдачей родственникам приведенного в порядок тела умершего, должно быть сделано бесплатно.
Но когда наступает тяжелая минута прощания с близким человеком, у родственников нет ни сил, ни желания разбираться, в каком именно морге находится его тело. Отдать деньги проще, да и неловко как-то «права качать», вроде получается, что на последнем прощании экономишь…
Вот этой неосведомленностью и этим настроением пользовался Н.А. Бочаров.
— Я приехал в морг, чтобы узнать, когда можно забрать тело моего покойного тестя, — показывал на суде  житель нашего города В.Н. Пялин. — Бочаров назначил мне время выдачи — 13 часов 30 минут. Приехав в назначенное время, мы узнали, что тело готово к выдаче. В течение получаса родные привезли одежду и гроб, через 15 минут тестя одели и положили в гроб. Затем Бочаров заявил, что за приведение тела покойного в порядок нужно заплатить 3 тысячи рублей. Я полагал, что это официальная плата, и в присутствии своей жены передал санитару озвученную сумму.   
Это требование санитара следствие квалифицировало как мошенничество. Но это наиболее простой случай. В других случаях Бочаров изобретал предлоги для своих требований. Скажем, сообщал про некую очередь, якобы существующую в морге. Так он потребовал с О.Ю. Михайлова 15 тысяч за то, чтобы «без очереди» выдать из морга тело его матери. Мужчина подумал, посоветовался с отцом и сказал санитару, что таких денег у него нет. Поторговались, сошлись на 3-х тысячах. Тело было готово к выдаче через 2 часа.
Рабочий день врачей и санитара морга продолжается до двух часов дня, выходные суббота и воскресенье. Но Бочаров оставался в морге сверх рабочего времени, выдавал тела и в субботу, и в воскресенье, разумеется, требуя за это плату. Так А.И. Акимова забирала из морга тело своей покойной матери в 16 часов дня и заплатила за эту услугу 5 тысяч рублей. Причем, время выдачи тела санитар назначил сам.
В.А. Гусев за выдачу в 15 часов дня тела своего покойного родственника заплатил 6 тысяч.
Даже своим коллегам, работникам Ливенской ЦРБ, Бочаров не делал снисхождения.
Отец А.Ю. Бирлова работал  водителем в ЦРБ. Когда сын забирал его тело из морга в выходной день, в 18 часов вечера, он заплатил санитару 5 тысяч рублей. Причем, Н.А. Бочаров сказал ему, что это небольшая сумма, обычно ему платят больше, но так как покойный работал в ЦРБ, он берет за свою услугу дешевле.
2 тысячи рублей стоила у Бочарова «бальзамирующая маска», то есть наложение на лицо покойного марлевой маски, пропитанной формалином. За отдельную плату Бочаров мог покойного  побрить или наложить макияж на лицо умершей женщины.
Даже в тех случаях, когда санитар практически ничего не делал для покойника, он ухитрялся  вытянуть из родных деньги.
Т. И. Ашихмина в октябре 2011 года уехала в Орел на свидание с сыном и исчезла. Женщина страдала психическим заболеванием, ее искали долго. Но нашли только в апреле 2012 г. Конечно, это было не тело, а только его останки. 25 апреля 2012 года племянник Т.И. Ашихминой пришел в морг, чтобы забрать останки близкого человека. Бочаров, который вынес ему пакет с останками, стал говорить о том, какая у него тяжелая работа, какие опасные химикаты используются в морге и т.д. И добился — таки своего – племянник заплатил ему 3 тысячи рублей.
Выяснилось все это благодаря решительности В. А. Глумсковой. С нее тоже потребовали деньги за услуги. Бочаров соглашался в выходной день выдать тело ее брата за 6 тысяч рублей. Женщина пошла в полицию. Дальше все происходило обычным порядком: она получила меченые деньги и передающую аппаратуру, оперативники следили за тем, как передавалась взятка, и взяли санитара сразу же после получения денег.
Несколько сложнее было доказать все прочие эпизоды мошенничества. Людям не хотелось иметь дело с полицией. И без того тяжело — близкий человек умер, а тут полицейские со своими разборками. Поэтому следствие установило только 23 эпизода мошенничества. Но, думается, на самом деле их было гораздо больше. Если учесть, что в течение года через морг бюро судебной экспертизы проходит не менее 400—450 умерших, и с каждого санитар имеет «навар», то можно примерно подсчитать сумму его годовых дополнительных доходов. Предположим, он берет в среднем по 3 тыс. руб. с каждого. В сумме это составит свыше миллиона рублей.
А как же смотрит на все это начальство Н.А. Бочарова? Его орловский руководитель был приглашен на одно из судебных заседаний. Он объяснил, что вынужден смотреть сквозь пальцы. Дескать, работа у санитаров тяжелая, найти желающих работать в морге очень трудно, приходится терпеть.
— Конечно, мы понимаем, что работать санитару тяжело и на пять тысяч, которые ему платит государство не проживешь, — говорил в перерыве судебного заседания один из потерпевших. – Каждый из нас согласен приплатить ему. Но не 5 же, не 10 тысяч рублей. Хватило и 500 или 1000.
Сам Бочаров  на суде заявил, что люди его сами благодарили за услугу. Кстати, даже во время процесса он не прекращал заниматься своей трудовой деятельностью. Статья 159 п.2 УК РФ, по которой его привлекли к ответственности,  не предусматривает отстранения от работы. И наказание он получил, в общем, пустяковое. Помимо того, что его обязали вернуть всем потерпевшим деньги, которые они ему выплатили, Бочаров заплатит штраф 280 тысяч в доход государства. Несложное дело при его – то заработках.
Самой простой выход напрашивается сам собой: установите, наконец, прейскурант для работы морга бюро судмедэкспертизы и вывесите его на стене. Всем все станет ясно и удобно. Но медэксперты почему-то этого не делают. Почему?



написать комментарий