Главный чабан — женщина!

4 года назад на месте бывшей свинофермы в деревне Петровке появилась овчарня. Чабанами здесь работают две женщины мать и дочь — Людмила Анатольевна и Елена Николаевна Жиделевы. В нелегком труде им помогает слесарь Александр Васильевич Свеженцев.

20.11.2013   Общество   0 коммент.   2420 просм.    Автор: Марина Фролова
Новости Ливны -Л. А. и Е. Н. Жиделевы

Л. А. и Е. Н. Жиделевы

Отара, численностью около 250 голов, требует затрат и физических сил. Уход за отарой не предусматривает ни перерывов, ни выходных. Благо, что все трое живут рядом с овцефермой, ведь дежурить здесь приходится круглосуточно.  Старший чабан — Людмила Анатольевна на этом месте проработала более 31 года, когда там  еще была свиноферма.
— Раньше на свинарнике работали 11 человек. — Вспоминает Людмила Анатольевна. —Это был очень дружный коллектив. Когда ликвидировали ферму, работать животноводам стало негде. Мне пришлось сторожить эту ферму, чтобы не растащили по кирпичику.  
— Жиделева – старшая  здесь жила и живет, — указывая на ферму,  рассказывает руководитель СП «Кирово» Сергей Дмитриевич Ерохин. — Когда охраняла свиноферму, не пропускала ни одну машину. Как могла, эта маленькая женщина, убеждала тех, кто охотился за казалось бы брошенным имуществом, а в основном за металлом, что не отдаст то, что вверено ей охранять. И, действительно, все осталось в полной сохранности. А потом наше предприятие решило завести овец. И тут сомнений не было, кто станет главным на этом участке.
Л.А.Жиделевой и ее дочери приходится много работать. Особенно тяжело, когда наступает окот, тогда главному чабану ночами спать не приходится.
— Встаю среди ночи, — рассказывает Людмила Анатольевна, — и не раз. Как только звонит телефон и сторож сообщает, что роды начались, я одеваюсь и бегу помогать своим питомцам. Ведь ветврач сразу не сможет доехать до нашей глубинки. Роды проходят по-разному. И после родов непросто. Бывает, что овца-роженица не принимает своего ягненка. Приходится даже привязывать его к матери. Первый год мы доили таких овец, чтобы накормить отвергнутого детеныша. Представляете? Ловили овцу, а это, поверьте, не так просто, заваливали ее. Один держал, другой доил.
Здесь выращивают северокавказскую мясо-шерстную породу овец, особи которой относятся к крупным. Одна незадача для хозяйства — шерсть реализовать некуда.
— За детьми столько нет ухода, сколько за такими овцами, — смеется Людмила Анатольевна. — В возрасте 2-3 недели приходится купировать хвосты. Эту работу мы освоили. Кастрацию производит ветврач Сергей Николаевич Востриков, который и следит за здоровьем поголовья. А забот и хлопот хватает. Изначально привыкшие к теплому климату овцы часто болеют, вот и приходится знать, что, когда и сколько давать из лекарств. Хорошо, что с препаратами проблем нет.
Овцеферма располагается рядом с речкой. Летом, в жару отару пасут свободным выгулом.
— Летом мы, как на курорте, целый день на свежем воздухе, от зноя спасаемся у реки и в тени деревьев, — рассказывает Елена Жиделева, — а вот зимой вся отара переходит в стойло и тут надо много работать: чистить клетки, а их 63, в каждой из которой по 3 головы. Надо подвозить и разбрасывать корма. В общем, трудно справиться с такой работой двум женщинам. Поэтому мы очень рады, что рядом с нами трудится Александр, который не просто нам помогает — на нем самая тяжелая мужская работа. Скоро на нашей ферме появятся малыши. Одна за другой будут котиться овцы. Ходить за ягнятами — мое любимое занятие. Они такие красивые, когда появляются на свет, похожи на щенят. Привыкаю к ним быстро. Интересно наблюдать, как они растут и развиваются.
По словам хозяек овцефермы, овцы — животные щепетильные, что зря есть не станут.
— Если корм, а это овес или клевер, хотя бы  чуть-чуть имеют посторонний запах, то его овцы  втаптывают в землю, — рассказывает Людмила Анатольевна, — а так в пищу добавляем витамины и соль.
На вопрос, смогли бы Жиделевы жить в городе, женщины ответили категорично:
— Не смогла бы я никогда жить без своей деревни, — говорит Людмила Анатольевна. —Здесь свежий воздух, рядом речка, кругом простор и красота. Вот Лена моя пробовала работать в городе поваром, но не смогла — вернулась домой. Здесь родились Данила и Алеша. А в городе жить мы никогда не будем. Не городские мы— деревенские. Привыкли к земле- матушке. Дом, огород и хозяйство — все это держит нас в деревне. Внучата в детсад и школу ходят, правда, до обеда. Ребятишек ведь встретить надо, а тут дед (так Людмила Анатольевна называет своего мужа) на машине и привезет, и отвезет. Вот так и живем все рядом: и дом, и работа.
Без деревни своей жизни не представляет ни одна из Жидилевых. Все дело в простом и привычном — том, что сердцу дорого: родной земле, домом, всем тем, что создано природой на благо людям.



написать комментарий