Житель села Крутого А.В. Дорохов передал старосте восстанавливаемого храма в селе Бараново Ливенского района икону, которая до революции украшала эту церковь.
22.01.2014
РЕПОРТАЖИ
0 коммент.
3607 просм.
Автор: Людмила Владимирова
От гонений, которым подвергнута православная церковь в 20-м веке, более всего пострадало убранство ливенских храмов. Если стены многих сельских храмов еще держатся и они постепенно встают из руин, то старинные резные иконостасы, иконы, написанные по заказам ливенцев, храмовая утварь утрачены, к сожалению, безвозвратно. На фоне этого тотального разорения настоящим чудом является возвращение отдельных образов святых. Такое чудо случилось недавно в нашем городе. Андрей Владимирович Дорохов передал старосте восстанавливаемого в Бараново храма Покрова Божией Матери большую храмовую икону, на которой изображены святой Владимир — креститель Руси и его бабушка святая Ольга. По словам Андрея Владимировича, эта икона в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века хранилась на чердаке деревенского дома в деревне Дубровка, в котором жили его дедушка и бабушка. — Мой дедушка, Иван Данилович Дорохов, говорил мне, что нашел эту икону в окопах, — рассказал А.В. Дорохов. — Кто-то использовал её в качестве столешницы. Судя по следам на красочном слое, на иконе резали хлеб, ставили на нее горячие кружки или банки. Поврежденную икону в красный угол дома ставить не стали, убрали на чердак до лучших времен. Там она и стояла, забытая всеми. В 1988 году скончался её временный хранитель И.Д. Дорохов и Андрей Владимирович взял икону себе на память о нём. — Я выбрал именно эту икону из всего дедушкиного наследства, потому что она мне очень нравилась, — объяснил Андрей Владимирович. — Несмотря на повреждения она необыкновенно красочная и красивая. Очень мне хотелось оставить такую красоту себе. И в самом деле работа неведомого иконописца поражает мастерством. На светлом фоне изображены фигуры величественного и сурового белобородого старца в византийской короне и с рукописью в руках и молодой немного печальной женщины в белом убрусе. Он олицетворяет мощь и силу, государственный ум великого князя. Она — кротость, любовь и доброту. Художник постарался строго соблюсти исторические реалии. Святой Владимир не только коронован византийской короной, он еще одет в древнее корзно — алый затканный золотом плащ киевских князей, оставляющий свободным одно плечо. Одежды Ольги сохранились хуже. Хорошо виден только ее лик. Время не повлияло на яркость красок на изумительный нежно-зеленоватый фон иконы. Да, образ князя и княгини прекрасен. но держать в доме большую храмовую икону оказалось не слишком удобно. Да к тому же она требовала реставрации. А где в Ливнах найдешь хорошего реставратора? Вот и оказались святые Владимир и Ольга в гараже. Конечно, нового владельца иконы интересовали история иконы и её художественная ценность. Чтобы узнать о ней побольше, он показал образ скупщикам антиквариата, которые приезжали в Ливны. К сожалению, узнать удалось немного. Специалисты определили, что икона была написана, скорее всего, в середине 19 века, то есть сейчас ей уже полтора века. Такие иконы антиквариатом не считаются, хотя спрос на них в крупных городах есть. Однако. владелец иконы не торопился её продавать. Ему хотелось, чтобы икона осталась в родном Ливенском районе. Сначала он планировал подарить образ новому храму Георгия Победоносца, но что — то ему помешало. Потом предполагал передать икону в восстановленную Теличенскую церковь, но тоже что — то не получилось. И только после того, как Андрей узнал, что восстанавливается Барановский храм, все стало на свои места. — Я считаю, что все это произошло не случайно, по промыслу Божию, — говорит Роман Иванович Иванов, староста восстанавливаемого Барановского храма. — Ведь каждый верующий знает, что иконы, как люди могут обладать собственной волей и собственными желаниями. Всем памятны история Казанской Богоматери, которая хотела, чтобы её нашла и явила людям девочка Матрона, и история Владимирской иконы Божией матери, пожелавшей переехать из Киева во Владимир. Вот и наши святые Владимир и Ольга долго ждали возможности прийти в наш храм. Завороженный историей подаренной иконы, староста стал расспрашивать жителей села Бараново— вдруг старые люди что — нибудь о ней знают? — Скорее всего, это наша икона, из нашего храма— рассказала ему одна из старейших жительниц села — бабушка Пелагея. Старушка вспомнила, что накануне закрытия храма последний барановский священник отец Михаил, чтобы спасти святые иконы от поругания, передавал их прихожанам, в том числе и тем, кто жил в деревне Дубровка. Когда ливенские чекисты приехали в Бараново, храм был уже пуст. Это так разъярило команду, что они расстреляли отца Михаила прямо в помещении ливенского НКВД, не довезя до леса Липовчик, в котором обычно производились расстрелы. А что же стало с иконами? Старая женщина об этом не знала. Первое время они хранились в домах барановцев. Но антирелигиозная пропаганда, которую активно вели власти, постепенно брала свое. Действовала она, в основном, на молодое поколение. И когда первые хранители икон стали уходить из жизни, образа переселялись в сараи, на чердаки, на сеновалы и постепенно гибли там от ненадлежащих условий хранения. Ну и конечно, свою лепту в иконное разорение внесли оккупанты. — Я думаю, что они увидели большую храмовую икону в одном из сельских домов, — рассказал Р. И. Иванов. — И решили сделать из нее походный стол. Счастье, что Владимир и Ольга попались на глаза верующему человеку. И чудо, что икона сохранилась на чердаке и в гараже, не осыпалась, не размокла, не была испорчена жучком. И сейчас она вновь ждет. Ждет возвращения в тот храм, из которого когда- то была взята. Бог даст, ждать ей осталось недолго.
|