«Пятый угол»

Так складывается порой наша жизнь, что дети часто становятся заложниками непростых ситуаций в семье. А ситуации могут складываться такие, что дети вынуждены искать, как говорится, «пятый угол». Иногда они его находят. Но, правда, лишь на время.

29.01.2014   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   3676 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -Новогодний праздник для детей.

Новогодний праздник для детей.

В народе издавна называют приютом дом, где могут найти кров, еду и ночлег обездоленные люди. В данном случае, дети. И хотя госслужбы не любят это слово—«приют»—суть не меняется. Проблема в том, что таких детей становится все больше, и держать их здесь по закону можно только в течение полугода, пока не будет найден выход из трудной их семейной ситуации.
«… Мамочка, мама, мама моя,
Сидит и горюет она у окна.
Дома пусто, вокруг тишина.
Ей очень тоскливо без родных детей,
Она чуть не плачет там в темноте…»
Это трогательное стихотворение сочинила девочка к Дню матери,ожидая ее в ливенском городском Центре социальной реабилитации для несовершеннолетних. Они с сестрой поступают сюда уже третий раз.
Но мама к ним никогда не придет-- она бросила их еще в ясельном возрасте. Тринадцатилетних девочек воспитывает отец и их 90-летняя прабабушка. Вначале все было неплохо, отец работал, уделял детям внимание. Женился, надеясь, что супруга будет приветлива к дочерям и даст им материнскую ласку и тепло. Пропадал на работе в надежде обеспечить семью, но выпивал. Однако, надежды его на счастливую семейную жизнь не оправдались—у мачехи с его дочерьми не сложились отношения. К тому же, у нее были и свои дети. Девочки перестали успевать в школе, с ними начали работать педагоги и психологи. Худо-бедно, ситуация то улучшалась, то возвращалась к прежней. Дети периодически жили в Центре. Несмотря на все усилия, сегодня их будущее под вопросом. Отец не живет с новой женой, выпивает, не работает. По словам директора Центра социальной реабилитации несовершеннолетних Т.И. Королевой, « в физическом смысле он есть, но фактически у детей он отсутствует». И это горше всего. Директор не рискнула на выходные отпустить детей домой, поскольку домом назвать место, где они прописаны, трудно. Там, где живет пьяница и 90-летняя бабушка, нет уюта, грязь и антисанитария. Да и сам отец вынужден был признать, что не знает, что ему делать с подросшими дочерьми…
…Еще ситуация. У  двадцатишестилетней мамы двое несовершеннолетних детей,  они –граждане Украины. Мама не имеет постоянной работы и постоянного жилья. Зато имеет разных сожителей и живет то в одном, то в другом месте. Правда, сама не злоупотребляет алкоголем. На работах долго не задерживается по разным причинам, возможно, работодателей не устраивает то, что она не россиянка. Поскольку у мамы нет средств к существованию, она обратилась в Центр за помощью в содержании детей. Спустя время, они с сожителем сняли благоустроенный дом, сама она устроилась на работу, детей забрали. Но… Одна «семейная» ссора опять вернула все на круги своя. Дети снова живут в Центре, учатся в школе. Мама их практически не проведывает, ничего им не приносит (не на что!), на заседания Комиссии по делам несовершеннолетних не является, даже не открывает дверь членам недавно  организованного социального патруля. А что сделаешь—она не гражданка России. Выслать ее на Украину нельзя, поскольку у нее есть третий несовершеннолетний ребенок, проживающий у ее матери, и четвертый, проживающий с родным отцом. Дети этой женщины были рады пластмассовым лопаткам, помимо всего другого, данного им  для игр в Центре, говоря: «Это теперь наше!». У них никогда не было ничего своего, личного! Они с трех лет жили по приютам. Какие тут применить законы, надо думать…
Но есть случаи и с положительным исходом. Впервые на реабилитацию в Центр поступили дети, семья которых оказалась в трудной жизненной ситуации. Жили в ветхом разваливающемся доме с негодной электропроводкой,  возможности отремонтировать его совершенно не было. Существовала прямая угроза жизни мамы и детей. Малышей поместили в Центр. За это время их мама, используя средства материнского капитала, купила две небольших комнатки в общежитии. Органы опеки помогли ей устроиться на работу. Детей она навещала, на выходные отправляла к своим родителям, а сама делала ремонт. Старый дом тоже потихоньку привели в порядок, в том числе и оформили все необходимые документы. Хотя с отцом детей мама в разводе, но он ответственно относится к детям, навещает их. И слава Богу. Однако, эта семья еще год будет находиться под пристальным наблюдением социально-профилактических служб.
Дети поступают сюда из разных семей. Им от трех до восемнадцати  лет. Это сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, из многодетных, малообеспеченных, неполных семей. Дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасных семей, инвалиды и физически ослабленные, часто болеющие.
В таких семьях может быть не только одна, но и целый «клубок» проблем. Это недостаток средств, низкооплачиваемая работа, отсутствие жилья, наличие других  нескольких  детей, нестабильные семейные отношения. Несмотря на все виды помощи социальных служб и профилактику, такие родители очень пассивны социально, то есть не хотят, грубо говоря, «заморачиваться» дальнейшими перспективами своей жизни. Причем разрешить трудную ситуацию порой невозможно—никто не может дать семье квартиру, высокооплачиваемую работу, чтобы резко повысить жизненный уровень. Что поделаешь—жизнь сейчас требует от человека применения всех его сил, воли и желания. Но убрать грязь в жилище, сделать необходимый ремонт на выделенные деньги и привести в порядок свою жизнь можно, если захотеть по-настоящему. За тот срок, что ребенок живет в Центре, родители должны изменить семейную ситуацию в интересах  детей, но срок небесконечен—максимум 6 месяцев.
Что происходит дальше, если родители не постарались улучшить условия для проживания в семье своих же  детей и не постарались изменить свою жизнь? Ограничение в родительских правах, а затем и их лишение. Ребенка принимает интернат или  замещающая родителей семья. Но это огромная драма, а порой и трагедия для детей!
В Центре созданы все условия, приближенные к домашним—обстановка, еда, игры, учеба, уход, лечение. Помогают спонсоры, благотворительные фонды при храмах, фонды федерального уровня, простые горожане. Особенно ярко это проявилось в новогодние и рождественские праздники. Поразительно и то, что сердобольные люди( и воспитатели Центра в том числе), кроме материальной помощи, желают пригласить на праздники или выходные «приютских» детей в семью, подарить им тепло и ласку, которых дети лишены по разным причинам.
Директор Т. И Королева, обладая двумя высшими образованиями (педагога и психолога) и имея достаточный опыт работы, считает, что нельзя только с жалостью относиться к таким детям и возникающим трудным ситуациям. «Надо иметь еще и трезвый реальный взгляд на проблему, просчитывать все возможные варианты развития событий, помощи семье, судеб детей. Важно, чтобы дети адаптировались в обществе, получили образование и специальность. Однако, самый лучший вариант при всем этом, если дети останутся в родной семье». Супруг Татьяны Ивановны, зная ее ответственность, посмеивается: «Теперь к нашим двум  добавились еще 14 детей!»
Это те, которые живут в стационаре Центра, еще  10 человек посещают группу дневного пребывания.
Несмотря на то, что в Центре социальной реабилитации несовершеннолетних  сегодня работают 37 человек, есть все необходимое современное оборудование, детям созданы все условия для учебы, игр, медицинского ухода, потребность в специалистах высока. Требуются работники не только хорошо исполняющие свои обязанности, но неравнодушные в первую очередь. Например, воспитатель для работы в отделении медико-социальной реабилитации, который знал бы дефектологию, психологию, который мог бы посодействовать родителям, подсказав, где можно получить пособие и реабилитацию, как лучше построить отношения с ребенком-инвалидом.  Поэтому для работы воспитателем  необходимо иметь не только педагогическое образование, но и определенный жизненный опыт, иметь подход к малышу и подростку.
Средняя заработная плата воспитателя –10 800 рублей. Немного, прямо скажем. Но на другой чаше весов—дети, ждущие приюта в нашей душе. И эта чаша часто перевешивает—так мы устроены.
Хорошо, когда государство заботится о детях и семьях. Но гораздо лучше, если о своих семьях мы будем заботиться сами, хотя это огромный труд. Какие пожнем плоды?



написать комментарий