В пятьдесят лет творчество только начинается

В Ливенском краеведческом музее проходит первая персональная выставка ливенского художника, преподавателя детской художественной школы Александра Васильевича Блохина.

26.02.2014   Культура   0 коммент.   3333 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -

К этой выставке Александр Васильевич Блохин шел целых тридцать лет.
— Это далеко не все, что я сделал — показывает художник на два полиэтиленовых пакета, из которых высовываются уголки рам. — Я выбрал для выставки самое любимое, то, что я сам считаю лучшим.
Среди этого картина «Ранняя весна», на которой изображено  еще не проснувшееся после зимней спячки дерево, на фоне стены, освещенной солнцем. Большой этюд с изображением ливенского известкового карьера,  небольшой этюд, на котором густыми красками – темперой написан летний лес. Все это создано Александром Васильевичем в свободное от основной работы время. На  художественно— графическом факультете Курского педагогического института его готовили к  работе учителя рисования и оформителя. И много лет он работал именно так. Сначала преподавал рисование в сельской школе своего родного села, потом три года работал художником - оформителем в ОАО «ГМС Насосы». Потом А.В. Болхин стал преподавателем детской художественной школы.
С юности жила у него мечта стать настоящим художником. Приехал в деревню именитый земляк — преподаватель худграфа Николай Петрович Меньшиков. Случайно услышал от соседей о пареньке, который нигде не учившись, удачно оформляет школьные стенгазеты, рисует яркие картинки. Меньшиков посмотрел на его работы, потом пригласил юный талант к себе в гости. К тому времени Николай Петрович купил дом в деревне, который перестроил и украсил по своему вкусу. Туда и пришли шестнадцатилетний Саша Блохин и его отец. Блохин — младший увидел красивую резную лестницу, картины на стенах и все убранство дома, которое хозяин сделал собственными руками, юный гость больше не сомневался в выборе жизненного пути. «Я тоже смогу сделать такую красоту, если выучусь»  — подумал он, поднимаясь по лестнице, и эта мысль определила всю его дальнейшую жизнь.
Конечно, учиться на худграфе Курского пединститута было очень трудно. Его однокурсники еще до поступления в вуз окончили художественные школы, усвоили начальные навыки рисования и письма красками. У Блохина всего этого не было. Получалось так, будто бы человека, не знающего арифметику, стали сразу учить высшей математике. Но Блохин не отступил перед трудностями и закончил вуз.
Диплом получен, ну а дальше что? Никто не ждет новичка на выставках и в художественных салонах. И Блохин начал писать «для себя», стараясь своим умом дойти до тонкостей мастерства. Писал то, что видел: пейзаж, который отрывался из окна, деревенскую улицу и т.д. Свои работы предлагал выставочным комиссиям. Сначала выставился в Липецкой области, на небольшой региональной выставке в 1985 году. В 1988 году его картину приняли на выставке «Край Черноземный», которая проходила в Воронеже.
— Вы не думайте, что попасть на выставку легко, — говорит Александр Васильевич, — приемные комиссии придирчивы, строго отбирают картины и не говорят о том, почему отвергают те или иные работы.
Но участвовать в выставках, по мнению Блохина, обязательно нужно. Знакомство с работами коллег  расширяют кругозор, дает необходимый опыт. Очень не хватало ему в то время советов Н.П. Меньшикова и других своих наставников.
— По сути дела, я не знал, как писать, чтобы мои работы стали «проходимыми», — признается он сейчас. — Пробовал задавать вопросы коллегам — художникам, которых встречал на выставках, но внятных ответов не получал.
К счастью, в девяностые годы Александр Васильевич приобрел книгу воспоминаний художника — пейзажиста Крымова. Эта книга, по его словам, многому его научила,  его этюды и картины «ожили», наполнились настроением. А ведь этого и требует от художника зритель. Он хочет, чтобы ему красками и линиями передавали мысли и чувства.
— Я всегда стремился к этому, — говорит А.В. Блохин. — Но получаться стало, кажется, только теперь, через тридцать лет после начала работы. Вот говорят, что в сорок лет жизнь только начинается. А для меня в пятьдесят творчество только начинается.
Он по — прежнему постоянно пишет пейзажи. Жители нашего города могут видеть на  улицах человека с этюдником, который увлеченно работает карандашом или кисточкой, не замечая ничего вокруг. То он рисует Сергиевскую церковь — самое старинное здание города, то берег Сосны. А порой просто какую — нибудь городскую улочку, которая показалась ему интересной и живописной.
В иные свои сюжеты Блохин просто влюбляется. И влюбляется настолько, что не хочет расставаться с картинами и этюдами. Так было, когда московский «галерейщик» хотел  приобрести одну из его картин. Деньги предложил сразу же, не после того, как картина будет продана. Но художник свою работу не отдал. Сказал, что эта картина - память о  радостных минутах творчества. А на совет сделать для себя копию, только головой покачал. Копия, по его мнению, не сможет восстановить в памяти радостные минуты вдохновения, она обязательно получится немного другой.
Больше всего Александр Васильевич любит писать раннюю весну, когда снег еще не стаял, а земля уже чернеет. Вроде бы скучная пора, ярких красок в ней мало, но весеннее солнце в это время светит по особому и создает необыкновенные цветовые эффекты, которые художник любит «ловить».
Свое творчество А.В. Блохин ограничивает этюдами. Для того, чтобы написать большую картину требуется мастерская, а её  у Александра Васильевича нет. Живет в малосемейке, пишет картины, оставаясь после работы в художественной школе. Море он увидел первый раз, когда приехал на присягу к сыну, который служит срочную службу на флоте. И тут же взахлеб стал рисовать его.  Но Блохин не жалуется на трудности своего быта. Все в его жизни, с его точки зрения, неплохо. Вот только краски сейчас дорого стоят. Если бы в каком— нибудь телевизионном конкурсе он выиграл миллион — обязательно потратил бы его на краски, накупил в запас на будущее. Вот тогда он смог бы писать сколько  угодно. Ведь кругом столько красоты, столько интересных сюжетов!



написать комментарий