«Помогите найти могилу деда»

Поиски погибших в Великую Отечественную войну советских солдат продолжаются

12.03.2014   Общество   0 коммент.   3572 просм.    Автор: Марина Нестерова

На материалы, опубликованные в «УГ» о перезахоронениях советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, пришли отклики. Нам направляют запросы с просьбой найти могилы, где захоронены родственники. Ваш корреспондент обратилась с просьбой помочь в этом к руководителю военно-поискового отряда «Ливенский щит» Андрею Николаевичу Аверкиеву.
Разыскивается могила Павла Ефремовича Латышева, который, по словам его родственницы Марины, родился в 1897 году и жил в Поповском сельском совете. «Он был призван Вёшенским районным военным комиссариатом, — пишет Марина. — Павел Ефремович был стрелком 487 стрелкового полка. Он был убит 03.07.1942 года, а похоронен в братской могиле деревни Агрызкова Никольского района Орловской области». Родственники просят уточнить место захоронения, чтобы прибыть на могилу деда.
В Ливенском районе есть деревня Огрызково, в которой уже почти не осталось домов.  Она расположена недалеко от села Норовка.
— В Норовке, действительно, есть воинское захоронение, — рассказывает заместитель руководителя военно-поискового отряда «Ливенский щит» Сергей Александрович Кошелев, — где в 2012 году наши бойцы подняли офицера и двух солдат. Их мы перезахоронили в воинскую могилу села Норовское. Фамилии этих воинов не установлены, но мы ведем работу по их устанавлению.
Нам сообщает родственница Гавриила Ильича Соколова Татьяна: «Мой прадед, Соколов Гавриил Ильич, родился в 1905 году, служил стрелком 3-й роты (батальон неизвестен) 496-го стрелкового полка, 148-й стрелковой дивизии. Гавриил Ильич погиб 8 августа 1942 года. В донесении о безвозвратных потерях место гибели указано как «южная окраина деревни Осиновки Ливенского  района Орловской области» с примечанием «оставлен на поле боя». Ни на одной карте Орловской области ни деревни, ни села с таким названием нет. Очень хотелось бы выяснить, где именно это село находится или находилось. Остается призрачная надежда, что моего прадеда всё же захоронили в одной из братских могил. Фраза «оставлен на поле боя» не дает мне покоя. Я понимаю, что к вам обращается огромное количество людей с разными просьбами, но всё же, очень хотелось бы знать, в каком именно месте сражались бойцы 496 стрелкового полка 148-й стрелковой дивизии в период с 1 по 9 августа 1942 года, чтобы хотя бы приблизительно знать место гибели деда. Заранее благодарна,  за любую, даже крошечную информацию».
Уважаемая Татьяна! На ваш запрос мы получили такую информацию от поисковиков ВПО «Ливенский щит»: недалеко от Речицкого сельского Совета Ливенского района есть деревня Калиновка, рядом с которой раньше была деревня Осиновка. Его теперь нет на карте. Здесь воинского захоронения нет, но в деревне Вязовик  Сосновского сельского поселения, которое соседствует с Речицким, есть братское захоронение, но, к сожалению, фамилии Вашего родственника на могильной плите нет. 148-я стрелковая дивизия принимала участие в освобождении города Ливны и Ливенского района от немецко-фашистских захватчиков. В период с 1 по 9 августа бойцы 148-й стрелковой дивизии сражались в районе села Речица.
Внучка Петра Максимовича Назарова Надежда написала нам такое письмо:
«Здравствуйте! У меня есть сведения: о моем  деде Назарове Петре Максимовиче. Он пал смертью храбрых в сражениях под Орлом. П.М. Назаров захоронен в братской могиле в селе Вязовик Ливенского района.  Напишите, пожалуйста, действительно ли есть его инициалы в этой братской могиле? Очень бы хотелось побывать на могиле и почтить память деда и всех погибших воинов. Заранее благодарна! С уважением, Надежда»
— Уважаемая Надежда, фамилии  вашего родственника в списках боевых потерь нет. Нет этой фамилии и на могильной плите в Вязовике,  — рассказывает руководитель ВПО «Ливенский щит» Сергей Владимирович Аверкиев, — возможно, он захоронен в деревне Вязовик.  Раньше скрывали потери бойцов, поэтому в этих случаях очень трудно найти солдат, погибших в боях на Ливенской земле.
Николай разыскивает могилу своего деда Александра Ивановича Морева. Он пишет:
«Здравствуйте, нам известно, что наш дед захоронен в одной из братских могил Ливенского района  Орловской области. В начале 70- годов прошлого века  Красные следопыты прислали письмо, но оно утеряно. Хотелось бы найти захоронение, но у нас мало данных: фамилия Морев Александр Иванович, погиб в 1943году, был призван на войну в Ельце. Заранее благодарен, Николай».
— По спискам потерь есть Александр Иванович Морьев, — рассказывает С.А. Кошелев, — он призывался на войну из Ельца. Если его жену звали Евдокия Ивановна, то это он. А.И. Морьев был ранен в живот 15.09.1942 года, а умер 18.09.1942 года. По спискам он захоронен в селе Муравлёвка, где стоял 96 медикосанитарный батальон – это в двух километрах от Нагибного, которое располагается между Свиной и Вязовой Дубравой. Он значится в списках санитарных потерь. Перезахоронен Александр Иванович Морьев  в Нагибном.
Александр ищет могилу брата своей бабушки. К нам он обратился с просьбой отыскать могилу, где захоронен Алексей Николаевич Крехалёв.
« Здравствуйте, хочется найти и посетить могилу Крехалева Алексея Николаевича —  брата моей бабушки. Он родился в 1910 году. Алексей Николаевич был призван Каргопольским районным военным комиссариатом Архангельской области. По похоронке, которую получили родственники, он погиб 23 февраля 1942 года. Место захоронения — 100 метров от церкви в деревне  Вязовик Ливенского района Орловской области».
— В списках безвозвратных потерь Алексея Николаевича Крехалёва нет, — рассказывает заместитель руководителя ВПО «Ливенский щит» Сергей Александрович Кошелев, — нет его имени и на могильной плите. Возможно, этот солдат был захоронен в Вязовике, где раньше, недалеко от могилы, как вы и  пишете, в 100 метрах, была сельская церковь. Очевидно, раньше скрывали потери, поэтому и фамилии Крехалёв в списках боевых потерь нет.



написать комментарий