Проверено — здоровых нет!

Прошедший недавно первый тур всеобщей диспансеризации населения закончен, его итоги подведены и цифры обнародованы. Но они не удовлетворили главного врача Ливенской ЦРБ А.Н. Крючкова.

19.03.2014   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   3245 просм.    Автор: Беседовала Людмила Перелыгина

— Анатолий Николаевич, на подведении итогов  работы ливенской медицины в 2013 году Вы говорили о том, что  результаты диспансеризации требуют корректировки, что они Вас не устраивают. Как же так получилось?
— Диспансеризация — это профилактический осмотр населения с целью предотвращения и лечения заболеваний. Задача, поставленная перед нами — проверка здоровья всего населения. Но стоит внимательнее приглядеться к результатам прошлогоднего осмотра и в глаза бросается тот факт, что осматривали—то врачи в большей степепи две категории населения: школьников и людей немолодого возраста, пенсионеров. Людей среднего возраста, работающих ливенцев было намного меньше. Такая диспропорция и заставляет меня сомневаться в достоверности результатов осмотра. По моему мнению, на нем были представлены не все группы населения.
Не дожидаясь Вашего дополнительного вопроса, объясню, почему так произошло. Думаю, что тут роль сыграли два фактора. С одной стороны - беззаботность нашего ливенского народа, который начинает заботиться о своем здоровье  только тогда, когда заболеет. И если чувствует себя достаточно крепким, не желает тратить время на профилактические осмотры.
С другой стороны — плохую услугу медикам оказали работодатели. Они крайне неохотно отпускали и отпускают людей в больницу даже в случае болезни. Чтобы проверить, насколько доступны работникам ливенских предприятий медицинские услуги, мы провели опрос. Его результаты не радуют. 28,8 % ответили нам, что в поликлинику их отпускают всегда по первому требованию. 29,8% сказали, что отпускают неохотно и с ограничениями. Никогда не отпускают — 41,6% работников. В общем и целом 71 проценту ливенцев затруднен доступ к медицинским услугам. Но если не отпускают или неохотно отпускают заболевших, каково практически здоровым людям отпроситься, чтобы пройти диспансеризацию?!
— Выходит, если бы диспансеризацию прошли все, кому полагалось это сделать в прошлом году, картина выявленных заболеваний была бы иной? И процент здоровых среди населения нашего города был бы выше?
—Очень сомневаюсь в этом. Дело в том, что диагностика у нас тоже оставляет желать лучшего. Некоторые довольно широко распространенные недуги требуют особых приемов распознавания. Вот, скажем, ишемическая болезнь сердца, приводящая к сердечной недостаточности. Её полагается выявлять, делая больному кардиограмму. Но обычно кардиограмму делают в состоянии покоя, когда больной, не напрягаясь, лежит на кушетке. Такая кардиограмма может не показать ишемию, особенно в ранней её стадии. А вот стоит снять кардиограмму сердца человека, работающего на велотренажере, и болезнь сразу же выявляется.
Тоже самое с сахарным диабетом. «Хороший» анализ с «низким» сахаром не всегда достоверен. А вот если ввести человеку глюкозу и через два часа проверить уровень сахара в крови, совсем другая картина получается. Исследования эти трудоемкие, требуют времени и оборудования. И потому, к сожалению, диспансеризация у нас проводилась по старинке. И это очень грустно. Наверняка, кое— что важное было пропущено.
— К тому же люди, проходившие диспансеризацию, рассказывали мне, что частенько врачи— специалисты осматривали их формально, торопились закончить осмотр. Это тоже снижает достоверность результатов?
— Конечно. Но у меня язык не поворачивается предъявлять претензии врачам. Они настолько загружены текущей работой! Система медицинского страхования, которая действует сейчас, требует от врача отчетов, отчетов и отчетов. За валом бумаг легко похоронить и общение с пациентом, и медицинскую этику. Страховые компании считают, что врачу достаточно 10 минут для полноценного осмотра пациента. Но это далеко не так.
И посмотрите, сколько пациентов скапливается каждый день в поликлинике у каждого кабинета. Дай Бог с ними справиться, а тут еще тяжелая дополнительная нагрузка— диспансеризация.
К тому же, несмотря на трудности, ливенские медики во время диспансеризации сумели выявить болезни у немалого количества пациентов. И вообще, наши врачи работают хорошо. Мы вот уже  семнадцать лет проводим социологические опросы, на которых выясняем уровень удовлетворенности наших пациентов качеством медицинских услуг. Сейчас удовлетворены нашей работой 80% пациентов. Это прекрасный результат.
— Можно ли организовать работу так, чтобы и все работники и врачи имели достаточно времени для проведения этого осмотра? Может быть, есть смысл вернуться к старой советской схеме профосмотров, когда врачи выезжали на производство, а рабочие организованно целыми коллективами приходили в здравпункты?
— Невозможно. С тех пор настолько изменилась сама медицина, что необходимый результат осмотра можно получить только в лечебном учреждении, применяя различные приборы. Томограф или аппарат УЗИ в медпункт не перевезешь.
Но рациональное зерно в этом предложении есть. Оно заключается в том, что раньше государство обязывало работодателя заботиться о здоровье работника. И даже в ряде случаев принуждать его проходить профосмотры. Конечно, это стоило дорого.
Я работал в то время, когда в Советском Союзе проводилась первая всеобщая ежегодная диспансеризация. Это было серьезное мероприятие, оно было хорошо продумано и спланировано. И оно провалилось. В стране не хватило денег на необходимые лабораторные исследования, на расходные материалы— пленку, бумагу и т.д..
Нынешняя  диспансеризация тоже влетает государству в копеечку. Диспансерный осмотр одного больного  стоит  от 600 руб. до 2000 тыс. руб. Но раз государство пошло на это, значит, она необходима. И очень жаль, что не все работодатели это понимают.
— И все-таки диспансеризация могла бы быть лучше организована. Боюсь, что из— за недостатков, о которых мы говорили, немалые деньги были выброшены на ветер. Как избежать этого в будущем?
— Я вижу только один путь — изменение законодательства. Людей надо обязать следить за своим здоровьем. А работодателей обязать не препятствовать им в этом. Учтите, ведь такая система давно и хорошо работает в Европе.  В ней предусмотрены не только средства принуждения и штрафы, но и бонусы, поощрения для тех, кто хорошо следит за своим здоровьем.  Когда существует законодательная база, тогда врачам не нужно будет убеждать пациента обязательно пройти осмотр. Он сам придет к нам. И это будет легче и проще для него и для нас.
— Есть поговорка «на заморский лад хлеб русский не родится». Заработает ли у нас эта система — большой вопрос. А пока врачам опять надо проводить диспансеризацию. Ведь она стала практически ежегодной, и будет проходить в 2014 году так же, как проходила в 2013. Как же её проводить, чтобы получить хороший, достоверный результат?
— Бороться с недостатками и улучшать работу. Больше тут ничего пока придумать нельзя.



написать комментарий