Ливенский Левша

Такими Мастерами издревле гордилась земля русская, в каждом селе и городе обязательно найдется хоть один мастеровой человек, который умеет буквально все. Живут такие Мастера сегодня и среди нас. Один из них — Владимир Викторович Парфенов.

16.04.2014   Культура   0 коммент.   3035 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -В. В. Парфенов (фото автора).

В. В. Парфенов (фото автора).

Его всегда можно увидеть на ярмарке народного творчества в День города — седобородый и седовласый, но удивительно моложавый, с ясным, веселым синим взглядом.  Парфенов похож на сказочного персонажа: то ли кудесника, то ли хозяина волшебного терема, где полно всяких необычных и диковинных вещей. Оказавшись у него в гостях, я поняла, что почти не ошиблась.
Вхожу в большую комнату и застываю — глаза разбегаются от обилия живописных картин, искусных поделок. Но взгляд притягивают высокие напольные часы с деревянным лакированным корпусом и камин с деревянной резьбой.  
Узнаю, что Владимир Викторович -- ливенец «коренной», свой талант мастерить получил он от деда, Петра Андреевича Андреева. Родовой дом Андреевых был построен предками на перекрестке  улиц Демократическая и Дзержинская. В войну его разбомбило,  домочадцы прятались в подвале. У Петра Андреевича имелся свой магазинчик на месте дома по ул. Свердлова, 47. А служил он у табачного купца Домагацкого управляющим.
У  Андреева было шестеро детей, одна из дочерей—Ольга Петровна Парфенова—впоследствии стала мамой нашего героя. «Это была идеальная мама!—восхищается ею Владимир Викторович. – Педагог по образованию, она вынуждена была работать на железнодорожной станции—там больше платили, мы жили очень бедно. А родился я в двухэтажном домике по ул. М.Горького, 20. Носили мы, трое детей, то, что мама сошьет. Учился я  в 9-й школе,  раньше она была 56-я, потому что мы относились к Орлу».
Активность Парфенова начала проявляться со школьных лет. Как только был построен Клуб строителей, Владимир сразу же начал ходить в акробатическую студию, созданную М. Могилевцевым. Вскоре уже выступал на сцене с  акробатичекими этюдами. Но привлекала и музыка—дед Петр Андреевич  любил играть на скрипке ( в те времена это была большая редкость), и Владимир почувствовал красоту музыкальных созвучий.
«Когда мне было 13 лет, я узнал, что на заводе ПМ С.И. Каторгин организовал духовой оркестр, музыкальную студию. Я сразу же записался и туда, играл на трубе-баритоне. Гимнастика, потом бокс и штанга «шли» у меня параллельно с музыкой. Я любил бороться с трудностями, тяжестями, преодолевать препятствия. Работать на завод ПМ пошел в 16 лет — уже стыдно было сидеть у мамы на шее, надо было помогать семье. Кроме этого, маме отдавал заработок с того, что играли на похоронах, а еще ездили с концертами художественной самодеятельности по деревням, я пел и играл на гитаре».
Сначала Владимир Викторович поступил работать слесарем-ремонтником станков. Несмотря на то, что работа была грязная, трудная, он был ужасно горд тем, что рабочий—мог сам себя обеспечить. В армии все эти навыки работы и умений пригодились, но еще он приобрел специальность газовика. Это было тем более кстати, когда стало известно, что в Ливнах организуется газовый участок. После службы Парфенов работал там, но после 16 лет добросовестного труда все же снова ушел на ПМ.
--Ну не мое это—руководить! Я люблю все делать руками, и это понял окончательно. Все эти годы я продолжал мастерить разные поделки, ремонтировал станки. С завода ПМ ушел  на пенсию.
Все это время Парфенов продолжал играть в заводском оркестре. Но впервые с 1969 года на майские праздники заводской оркестр будет молчать. Дело в том, что больше половины музыкантов уже ушли в мир иной, другие «разбежались» в разные музыкальные коллективы. Набрали было молодых ребят, но в самом существовании оркестра особо никто не заинтересован. Традиции уходят…
--У меня в мастерской, в гараже, лежит баритон. Иногда что-нибудь сыграю для ребят-водил, развлекаю их! –Владимир Викторович вовсе не грустно смеется. Глядя на него, понимаешь, что такой человек не может грустить—всегда найдется какой-нибудь вид творчества, который даст заряд радости и удовлетворения. Плюс рыбалка!
Уйдя на пенсию, он уже знал, чем будет заниматься.
--С юности я любил смотреть, как мой двоюродный брат Леонид чинит часы, он был прекрасный мастер. Потихоньку научился чинить механизмы сам, выполнял заказы заводчан. Позже брат завещал мне свои фрезерный и токарный станки, он знал, что я люблю и умею с ними работать. Я перевез их в гараж, еще два сделал сам, ну и приспособления к ним всякие.
Зимой Парфенов  чинит часы и пишет картины, делает поделки, у него дома настольный часовой станочек и станочек для поделок. На этом столике множество всяких мелочей, непонятных стороннему взгляду, со своими тайнами и секретами. Ноутбук, с помощью которого Мастер черпает идеи и необходимую информацию. Из поделок особенно впечатлило обычное пустое куриное яйцо. Оно украшено в стиле Фаберже, с верхушечкой и ложем, со всех сторон «подковано» оно множеством крохотных подковок с помощью еще более  крохотных гвоздиков, и нигде ни одной трещинки!
Матрешки разного размера, вазы,  деревянная резьба, глиняные изделия, шкатулки из березового капа, собственноручно выкованные кинжал и стилет с ножнами — чудо везде, на всех полках и камине. Ах да, забыла рассказать о камине и часах.
Старые настенные часы с боем  Парфенову принесли друзья. Такое случается довольно часто — все знают, что из «хлама», если он того заслуживает, мастер сможет сделать произведение искусства. Часы он отремонтировал, но этого показалось мало. «Я давно хотел напольные часы, и вот сделал, наконец»,--делится он. Деревянный отполированный и украшенный резьбой  корпус часов напоминает о старинных купеческих домах, впрочем, как и камин, выполненный в том же стиле,—тоже творческое воплощение желания хозяина дома. Все это требовало обдумывания, разработки эскизов. И вдруг окончательный вариант единого ансамбля Мастер увидел во сне!  
Когда В.В. Парфенов увлечен работой, он, по его словам, забывает о еде и сне, работает до тех пор, пока не доведет до конца начатое. Затем зарождаются новые идеи—и все начинается сначала! И еще—он старается ни в чем не повторяться.
Это касается и его основной работы. Владимир Викторович работает в мастерской по изготовлению и ремонту народных инструментов. Вместе с другими мастерами, своими коллегами, он делает сувениры и гармошки-ливенки—гордость нашего края. И об этой работе стоит сказать особо.
Ливенская гармошка возродилась, благодаря нашему земляку-музыканту В.И. Занину и энтузиастам, мастера же способствуют сохранению и развитию этого эксклюзивного ремесла. Удивителен процесс создания гармошки.
В мастерской у каждого своя работа. В.В. Парфенов изготовляет корпуса гармошки, механику и фурнитуру, настройщик делает резонаторы, отдельно делается мех, корпуса расписывает художник, затем все части собираются и соединяются Парфеновым. Интересно, что изначально «ливенка» была двухрядкой, позже ее стали делать однорядную. С приходом Владимира Викторовича в мастерскую попробовали вновь изготовлять двухрядку.
— У В. Демидова, руководителя «Ливенских гармошек», мы взяли образец старой двухрядки, я ее разобрал, посмотрел все тонкости механики. Трудность была в том, чтобы вместить механизм двухрядки в однорядный корпус, у нас ведь уже были свои формы и стандарты. Так что сегодня мы делаем «ливенку-двухрядку» с полным звуковым диапазоном, на ней можно даже сыграть классическую музыку!
Прекрасный сувенир и уникальный музыкальный инструмент  рады иметь очень многие. Шкатулочки для крохотных гармошек тоже выполнены в единственном экземпляре, и ни одна не повторяет другую. Гармошка-ливенка сегодня очень популярна не только в Ливнах, а во всей России и за рубежом.
— Так приятно, что на выставках прикладного искусства много детей и  молодежи, горожане любят сами проявлять себя в творчестве. Но все же ручное ремесло — это труд, усидчивость и желание. Такое сегодня встретишь все реже, нужны продолжатели мастерства, — делится Владимир Викторович.
У самого мастера две дочери и два внука, и никто пока не перенял его таланты.
— Я бы всем пожелал иметь дело, которое ты любишь от души. Тогда каждый будет счастлив, несмотря на разные обстоятельства. Творчество — это лекарство и спасение во все времена, оно дарит нам радость и удовлетворение, им нужно делиться, --желает на прощание наш герой.
Любое творчество для Владимира Викторовича—потребность. Жажда творить у него в крови, и эти чудесные творения несут в себе печать света, теплоты. Напоследок я попросила хозяина сыграть на одной из его гитар. Слушая гитарные переборы, скольжу взглядом по необыкновенным русским пейзажам, семейным фотографиям, предметам, хранящим в себе тепло рук и души Мастера, и в сердце поселяется Радость.



написать комментарий