Православные песни о главном

9 апреля в молодежном центре «Лидер» прошёл концерт келейника старца Илия иеромонаха Рафаила.

16.04.2014   Общество   0 коммент.   3029 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -

Более двух часов слушали ливенцы авторские песни о. Рафаила, и радость постепенно входила в их сердца. Хотя песни отца Рафаила, за исключением двух шуточных  «Разговоры обезъян» и «Про пчелок»,  вовсе не были радостными. Аккорды гитар звучавшие со сцены, были то печальными, то гневными, то боевыми, маршевыми. Но зал радовался всему. Радовался потому, что мы, наконец, услышали то, чего отчасти неосознанно желала наша душа — со цены звучала русская патриотическая песня.
« Который день, который год страна моя во мгле.
Как будто бедный мой народ не на своей земле!»
— Пел отец Рафаил, а в душе слушателей звучало: «правда!». Он пел о воинах поля Куликова и их лозунг: «С нами Бог, за нами Россия» готовы были подхватить многие из сидящих в зале.
Скорбная песня «Он умер стоя»,посвященная подвигу солдата Евгения Родионова, замученного в Чеченском плену, но не снявшего с себя православный крест, заряжала  слушателей гордостью за русского юношу, который погиб несломленным, и любовью к нему.
На этом концерте вместе с песнями отца Рафаила к нам вернулась русская идеология, без которой неуютно живется русскому человеку. Русское государство, русский человек без идеи, без различения добра и зла, и ясного понимания своего долга в мире, жить не могут. И этот невысокий рыжеволосый человек в черном подряснике со сцены напомнил нам эту идею.
Она оказалась очень знакомой. Смысл русского бытия — защита православной веры. Россия священна, гибель за Родину - величайшая жертва, родина любит своих защитников и молится о них. Страсть к потреблению земных благ, которую много лет стараются воспитать в русском человеке — величайшая ложь. Женщины должны быть целомудренны, мужчины мужественны и тверды...
«Нам верность и подвиги снятся во сне — зови их на землю, зови!
А каждая песня о вечной войне, лишь песня о вечной любви».
Во все это русские люди веровали. И Бог даст, будут верить и дальше.  
Отец Рафаил сам из глубины народной, из маленькой деревеньки Нехаевского района Волгоградской области. Отец - тракторист, мать - животновод. Семья многодетная и очень дружная, с бабушкой и прабабушкой. Алексей — младший. Петь начал, еще учась в школе. В старших классах стал сочинять музыку.
— Это был, в общем — то, трагический момент, — вспоминает отец Рафаил. — Я приехал в 1982 году в Волгоград к родственникам, в семью моего двоюродного брата, проходившего службу в Афганистане. И как раз, когда я там гостил, в дом пришел человек и рассказал, что брат погиб. Николай был младшим сержантом, командиром, он поднял в атаку своих бойцов и погиб от первой пули в голову. Его привезли в цинковом гробу, хоронили при мне. Когда родителям пришла отдельно его форма, был там и блокнот с его стихами. Они меня сильно тронули. К ним я и сочинил свои первые незамысловатые мелодии. Их же потом и исполнил под гитару. В школе ребятам понравилось, так это начиналось.
О сольной карьере Алексей Романов не мечтал. Он выбрал себе скромную профессию пчеловода, окончил сельскохозяйственный техникум, стал работать на пасеке в одном из подмосковных хозяйств. Ну и пел, конечно. Для себя, для друзей.
Наряду с этой деловой стороной жизни была еще напряженная духовная жизнь.
— В Бога я поверил с пяти лет, — рассказал отец Рафаил корреспонденту. — Я как раз задумался о том, зачем рождается человек, и подумал, что он не может уйти из жизни без следа. Моя душа уже тогда была христианка. Ну и пример бабушки повлиял. Мои родители были, в общем, равнодушны к вере. А вот бабушка была большая молитвеннница. Помню из детства: придешь к бабушке ночевать, она сидит на койке, молится. И ночью проснешься — молится… Может поэтому всегда на церкви глядел с любовью, тянуло меня туда. Крещение принял в 17 лет совершенно сознательно. Это был мой выбор. Конечно, в комитет комсомола вызывали, стыдили, пытались «просветить». Но времена, к счастью, наступили довольно снисходительные. Мучеником за веру мне стать не довелось.
Это не значит, что Алексею не пришлось испытать серьезных борений при выборе жизненного пути. Молодому человеку пришла пора жениться, а ему хотелось уйти в монастырь. Но сам по своей воле он не решался это сделать. Стал читать духовные книги: сочинения Игнатия Брянчанинова, жития Серафима Саровского, Силуана Афонского. Перед началом чтения молился этим святым, просил дать дар понимания написанного. В 1990 году духовный отец Алексея священник Валериан Кречетов дал благословение на уход в монастырь и посоветовал  поехать в Оптину Пустынь. Там Алексей сразу встретил старца Илия, и старец посоветовал остаться в этом монастыре.
— К тому времени в миру у меня уже было хозяйство — я ведь к сельскому труду с детства привычный. Слава Богу, что была осень, пчелы уже уходили в зимовку, то есть по ним — то я был свободен. А вот как со стадом быть, с козами и овцами, которых я пас? Приехала из монастыря машина, загрузила туда скотину и вместе поехали. Так со стадом и прибыл в монастырь. Ну, дальше уже стал с помощниками трудиться на хоздворе, ухаживал за овцами, козочками, пасеку  в Оптиной устроил. Шесть лет занимался хозяйством, обучил тех, кто в дальнейшем меня сменил.
Петь в это время было некогда, дай Бог с делами справиться и успеть на службу. Да и старец Илий светского пения не одобрял. Но в 1993 году убили трех священников — иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Отец Василия был близок Алексею — теперь уже иноку Рафаилу, они часто виделись. В миру отец Василий окончил МГУ, писал стихи. Блокнот со стихами попал в руки отца Рафаила уже после убийства. Это были переложения псалмов на современный русский язык. Они тронули отца Рафаила, по его мнению, музыка была уже заложена в них, оставалось только наиграть. Но как быть с монастырским запретом на светскую музыку? Тогда Рафаил пошел к могиле отца Василия и помолился, чтобы он управил: если это как-то сочетается с волей Божией, позволь мне отец Василий написать песни на твои стихи.
Он не помнит, сколько прошло времени после этой молитвы, но вскоре увидел необычный сон. К нему в руки спускается откуда — то сверху гитара, обернутая в целлофан, а некий голос говорит: «Хочешь — принимай, хочешь — нет». То есть духовно она тебе не поможет, но и не повредит. А спустя немного времени кто-то привез в монастырь гитару и точь в точь в таком же целлофане, какой отец Рафаил видел в своем сне.
И все началось сначала. Времени на песни не было, их приходилось сочинять ночью. Ночью — гитара, днем — богослужение и труд. Спать удавалось не более двух — трех часов в сутки. Но вдохновение отгоняло усталость.
В короткий срок было написано 15 песен. Этот песенный цикл отец Рафаил напел на диктофон. Песни перемежались с голосом отца Василия. Незадолго до смерти он дал интервью. Отрывки из этого интервью о. Рафаил и вставил в свою музыкальную композицию.
Завершив свой труд, о. Рафаил рискнул показать его старцу Илию. А батюшка … посоветовал ему разбить свою гитару о пенек. И отец Рафаил не ослушался приказа старца.
Шесть месяцев он не пел. Но гитары все время откуда— то появлялись в его жизни. Кто— то привозил их в монастырь, передавал.
— Подержу в руках гитару и отложу, — вспоминает он. — Уж и подержать инструмент — это была радость.
Отношение сменилось после слов святейшего Патриарха Кирилла, который нашел, что православная песня — «это сейчас для нас интересно». Тогда старец Илий и дал благословение на концерты.
Первое время отец Рафаил выступал каждый месяц, конечно, бесплатно. Потом концертную деятельность пришлось сократить: он же исполнял обязанности дьякона.
Но уже появились знакомства в среде музыкантов, в 2005 году сложилась православная музыкальная дружина «Сыновья России». Она состоит из шести человек, все они музыканты, все верующие, вместе записали 9 альбомов.
В наш город отец Рафаил приехал по просьбе своих ливенских друзей с малым составом. Его сопровождали, играли и подпевали ему только Сергей Пнев и Павел Титовец. Из старого цикла на стихи отца Василия Рослякова они исполнили только одну песню «Как лань припадает сухими губами». Остальные  были написаны отцом Рафаилом в последние годы на стихи самых разных авторов. Больше всего на стихи брянского поэта Николая Мельникова, автора поэмы «Русский крест». Есть песня на стихи Аллы Светильниковой из Белоруссии. Есть несколько песен на собственные стихи отца Рафаила.
Отец Рафаил признался, что сочетать  концерты и службу очень трудно, поэтому с концертами он выступает нечасто. Но все-таки выступает, потому что петь о Боге и России — это его долг.
— Альтернативы развлекательности нет ни на радио, ни на телевидении , — говорил он. — Нет такого, чтобы дать путь патриотической песне ( не так, чтобы раз другой показать, подразнить и спрятать). Поэтому батюшка и благословляет меня на концерты, хотя не всегда: он вразумляет, что всегда должна быть соблюдена золотая середина в этом.
И все-таки отец Рафаил не может не петь. Потому что очень нужны людям эти православные пени о главном.



написать комментарий