Про коровье здоровье

9 апреля в районной администрации состоялось расширенное совещание зооветслужбы района. Ветеринары и зоотехники пытались ответить на два классических русских вопроса: кто виноват в том, что ливенские коровы болеют лейкозом? И что с этой болезнью делать?

23.04.2014   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   2828 просм.    Автор: Людмила Владимирова

—Проблема перед нами  стоит более чем серьезная, — предупредил собравшихся в зале заседаний Ливенской районной администрации ветврачей и зоотехников  начальник Ливенской СББЖ Сергей Владимирович Аверкиев.— От её решения зависит и состояние всего нашего животноводства, и доходы хозяйств района.
Проблема в том, что с 1 мая нынешнего года вступают в силу новые технические регламенты на мясо, молоко, мясную и молочную продукцию, который будет действовать на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан). Новые регламенты запрещают сдавать в сыром виде молоко и торговать другими продуктами животноводства, если в хозяйствах, занимающихся реализацией животноводческой продукции, были отмечены  случаи заболевания животных бруцеллезом, лейкозом, лептоспирозом и некоторыми другими болезнями. Заметьте не эпидемия, охватившая большую часть стада, а только единичные случаи.
Такие суровые правила ставят часть ливенских хозяйств в очень тяжелое положение.
Правда, туберкулеза у ливенских коров не обнаружено. Районная зооветслужба несколько лет вела борьбу с этой болезнью и победила. Но вот лейкоз, к сожалению, имеется.
По мнению С.В. Аверкиева, в том, что эта тяжелая болезнь появилась в Ливенском районе виновато дальнее зарубежье.
—В начале двухтысячных годов все кинулись приобретать западный высокопродуктивный скот, — вспомнил Сергей Владимирович прошлое.— А вместе с ним к нам привезли такие формы лейкоза и лептоспироза, которых и в зоологических музеях нет.
Европейским животноводам лейкоз не в новинку. Первый раз это инфекционное заболевание крупного рогатого скота, вызванное онкогенными вирусами, выявили в 1876 году в Восточной Пруссии. А вот русские буренки лейкозом никогда не страдали. Источником заболевания для них стали коровы из Германии, Голландии и т.д., инфицированные вирусом, вызывающим эту болезнь.  Заражение телят может происходить при скармливании им молозива и молока от положительных на лейкоз коров.
Коварство лейкоза заключается в том, что заразившееся животное первое время не проявляет никаких признаков болезни. Корова с виду здорова, удой не снижается, телится нормально. И в то же время в ней уже «поселился» вирус. Лейкоз — болезнь неизлечимая. Животное будет носить вирус всю жизнь, следовательно, являться источником заражения для других животных.
Только через несколько месяцев болезнь проявится в виде увеличенных лимфоузлов, исхудания, снижения продуктивности и, в конце концов, приведет к гибели.  
Больных лейкозом коров запрещают пасти в общем стаде, использовать в пищу их молоко в сыром виде.  Такое молоко обычно используется  после пастеризации в обычном техническом режиме или кипячения. Нельзя проводить подворный убой таких животных. Убой положительных на лейкоз  коров разрешен только на мясоперерабатывающих предприятиях под контролем специалистов государственной ветеринарной службы.
Но ранее в этих правилах существовал один небольшой, но очень существенный нюанс. Коров еще не больных,  а только инфицированных вирусом лейкоза, (РИД положительных) в хозяйствах выдаивали, получали от них телят и отправляли на мясомбинат только после того, как животное переставало давать молоко.  Сырое молоко от таких коров  ливенские животноводы отправляли на молокоперабатыващие предприятия. Там его подвергали пастеризации, и оно становилось безопасным для потребителей.
Новые правила запрещают продавать сырое молоко РИД положительных коров даже на молокозаводы. Владельцы стад должны пастеризовать его на месте, до отправки. Но, увы, установки для пастеризации нет ни в одном ливенском хозяйстве.
На совещании решили, что выход тут только один— своевременная выбраковка  инфицированных животных и введение в стада здоровых. Но это потребует от 5 до 7 лет. А новые  техрегламенты вступают в силу уже с 1 мая.
— Ветеринарная служба боролась с лейкозом  с 2010 года, — рассказала  зам начальника Ливенской  СББЖ  Н.А. Жирнякова. — Удалось добиться значительного снижения количества РИД положительных животных. Но работы впереди еще много.
Полностью свободны от лейкоза только фермы ТВ «Речица»,  ОАО «Орелагроюг», колхоза «50 лет Октября», ЗАО «Казанское», ООО «Сельхозинвест».  
Вторая беда ливенских животноводов — лептоспироз. Бороться с ним можно при помощи введении вакцины. Но график вакцинации животных соблюдают не во всех хозяйствах. А ведь для каждого хозяйства есть планы диспансеризации животных и профилактических прививок.
— Специалистов не хватает, — объяснил с места  беду многих ливенских хозяйств зав. Никольской ветлечебницей Е.И. Дорогавцев.
По словам Евгения Ивановича, нехватка квалифицированных кадров обходится Ливенскому животноводству не дешевле импортных коров и телок. В одном из хозяйств этой весной нет молодняка крупного рогатого скота. Техник осеменатор уволилися, а замену ему  три месяца найти не могли. В другом уволился ветеринар и некому было делать прививки телятам. График прививок нарушен, а это риск заболевания. В третьем хозяйстве не привили молодняк свиней. Специалист не успел, времени не хватило. В результате из 25 поросят присланных на проверку в ветлечебницу все 25 оказались больными.
Мнение коллеги подтвердил зав. Ямской ветеринарной лечебницей В.В. Чаплыгин. Он со своей стороны добавил фактов в рассказ коллеги.
В общем, полностью благополучных хозяйств в Ливенском районе не существует. Поэтому  зооветеринарная служба переходит на новый порядок работы. Теперь ветеринары и зоотехники ежемесячно будут отчитываться в администрации о результатах своей работы. По мнению руководства ветслужбы, такой жесткий контроль — единственная возможность уберечь от болезней ливенские стада.



написать комментарий