Первые беженцы с Украины приезжают в Ливны

От ужаса гражданской войны с Украины бегут люди. Они хотят сохранить свою жизнь и жизни своих детей. Маргариту Савченко с сестрой, дочерью и их мужьями, бежавшими из Славянска, приютила в своем доме жительница нашего города Наталья Халчева. Есть в городе еще беженцы из Луганска. Двух женщин с детьми приютил ливенский предприниматель Сергей Клушин. Он рассказал, что активные индивидуальные предприниматели в области создают добровольное общество помощи беженцам.

25.06.2014   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   3232 просм.    Автор: Оксана Проценко
Новости Ливны -Наталья Халчева, Маргарита Савченко и её семья (фото автора).

Наталья Халчева, Маргарита Савченко и её семья (фото автора).

Расстрелянная Родина
…Они, как будто уже успели отвыкнуть от звуков стрельбы и бомбежки, но их глаза все равно полны тревоги. За будущую жизнь, за оставленный в Славянске дом… А еще о том, где жить, работать, да и – элементарно - что одевать будущей осенью и зимой.   
Из любимого города Славянска, красивого, курортного, всем пятерым пришлось бежать после того, как в многоэтажный  дом, где жили сестры Маргарита и Елена, попала бомба. От взрыва погибло несколько человек, одну женщину разорвало на четыре части. До этого момента от обстрелов семья Елены спасалась в коридоре своей квартиры: до него от фасадной стены, по которой велся огонь, их спасали еще четыре перегородки ванной, туалетной комнат и кухни.
— Ждали до последнего, - говорит Елена, - надеялись, что человеческий разум возобладает, и расстрел мирного населения прекратится.
Еще совсем недавно Елена работала учительницей в Славянской школе, ее супруг Андрей, дочь Оксана и Маргарита работали на местном заводе по выпуску высоковольтных изоляторов. Зять Виталий работал пожарным в МЧС.
Трудовая биография каждого оборвалась как только разбомбили школу, завод. Свои документы (трудовые книжки, дипломы) они не смогли забрать. В развалинах не разобрать, где-что лежит, да и снайперы начеку: простреливают улицы города. Они же не дают зайти на местное кладбище, поэтому в Славянске убитых не хоронят, их сносят в известные прежде своей целительной силой «соленые озера» - гордость местных санаториев. Многим шахтерам эти «соляные ванны» помогали буквально вставать на ноги, справляться с недугами. Теперь туда ополченцы сносят трупы людей, чтобы не разлагались прямо на улицах, под открытым небом, усугубляя антисанитарийную обстановку.
— Водоснабжения в городе нет давно. Сначала мы брали воду с озер на хозяйственные нужды, а потом кипятили и пили. Газа тоже нет. Деревья в парке пилили, чтобы готовить пищу. На улицах битые стекла, перевернутые троллейбусы, развалины домов… Электричество еще было. Но потом и его не стало. Со второго мая бомбежки города не прекращались. Начиная с окрестностей, нацгвардия добралась до центра города. Теперь Славянск в кольце и в блокаде. Железная дорога и трасса в сторону Донецка под контролем украинских войск,- рассказывает Андрей, муж Елены.
А Маргарита вспоминает, как в пригороде Славянска, поселке Семеновка был бой. Как они относили одеяла, подушки и еду, чтобы помочь ополченцам, державшим оборону.
— А теперь вот и нам самим несут еду и одежду… - Маргарита в какой-то момент уже не может сдерживать слез. В голове у каждого не умещается, как они, образованные и работающие люди, в мирное время лишились всего, что составляло их семейный уклад: работы, дома, Родины… и вынуждены просить помощи.
Славянск. Что будет с городом?
- Вы, наверное, пожалели, что провели референдум и проголосовали за независимость Донецкой республики? – интересуюсь я.
- Ни в коем случае! – голос Маргариты тверд, - мы под пулями шли на участки, чтобы проголосовать за отсоединение. Елена и Андрей работали на участке голосования (из полутора тысяч только 23 человека проголосовали «против»). Мы убеждены в правильности решения. Мы никогда не признавали бендеровцев и не признаем.
Покинувшие свой родной город люди говорят, что знают, зачем Украине Славянск. Они рассказали, что в городе когда-то были обнаружены запасы сланцевого газа. А в пригороде есть законсервированные еще с советских времен урановые рудники. Эти ресурсы нужны Украине, а город…судя по всему, сохранение его не входит в планы нового правительства Украины.
— Несколько лет назад был скандал, тогда в город хотели пустить инвесторов, фирму «ШЕЛЛ», которая хотела приступить к добыче и переработке сланцевого газа. Все жители восстали против, выходили на демонстрации и не допустили, чтобы курортный и красивый город превратился в сырьевой придаток, - рассказала Маргарита.
Семья еще много поведала подробностей последних недель жизни в родном городе. В каких невероятно трудных условиях выдавали аттестаты выпускникам школы, как не кушали три дня перед отъездом. И не потому, что не было продуктов, как в любой семье, у них имелись запасы макарон и домашних консерваций.  А потому, что кусок в горло не лез от страха и напряжения.
Напряжения от того, как истошно кричит соседка, разбитая параличом 200-килограммовая женщина, зовя на помощь, которую ей просто некому оказать: сделать укол, вывезти из этого ада.
От того, сколько раз подвергались унизительной процедуре досмотра личных вещей, покидая свои земли пешком и автобусом. Впрочем, ни о каком досмотре и речи не было, сумку каждого (а больше одной поклажи брать не разрешалось) просто вытряхивали бойцы нацгвардии Украины на блокпостах. А еще от того, что в мирном Харькове, куда они, наконец, добрались, никто не верил, что в Славянске украинские вояки сражаются с населением, объявляя каждого сепаратистом, за поимку которых, кстати, обещана награда.  И каждый харьковчанин бросил в лицо семье, покинувшей расстрельный город, что они предатели… А ведь Харьков всего в 200-х километрах от Славянска… Но там не стреляют…

Первые дни
в Ливнах
— Как только подруга позвонила мне и обратились с просьбой приехать в Ливны, я тут же согласилась, - рассказывает Наталья, приютившая подругу с семьей в своем частном доме в Заливенке. Наталья сама без слез не может смотреть новости из Славянска – это и ее родной город, там похоронены ее мама и папа. Когда-то крепко дружили родители Натальи и Маргариты. Теперь  подруги детства вместе переживают самые трудные времена. Во всем поддерживает Наталью и ее супруг.
Оставив страх и ужас позади, гости Халчевых не надеются вернуться в Славянск, а новая жизнь опять начинается с испытаний. Каждый из них больше всего хочет устроиться на работу, что непросто сделать в отсутствие статуса беженца, документов и хотя бы временного документа, дающего право на проживание в России. Но люди не опускают руки. И очень благодарны за прием и помощь городских властей.
Семья уже побывала на приеме у заместителя главы города по социальным вопросам Виталия Середы. Им из Фонда «Милосердие» выделили немного денег (по 2 тысячи на каждого), продукты питания, одежду, тапочки.
— Мы были рады тому, как нас встретили в Ливнах, выслушали, помогли. И хочется сказать, что мы готовы все свои знания и умения приложить на новом месте работы, хочется найти ее поскорей. Согласны на любую работу, хотя, знаем, это не просто будет сделать из-за отсутствия документов. Выправлять их мы уже начали, правда, этот процесс растянется во времени… - вступает в разговор Оксана.

Чужой беды
не бывает
Действительно, вопросы с устройством беженцев есть. Поскольку Орловская область, которая, как известно, не граничит с Украиной, не принимает большой поток беженцев и, соответственно, в ней не объявлен режим ЧС, то миграционные службы не могут ускорить процесс выдачи документов временной регистрации.
Но вот что интересно. В области создается и на днях зарегистрируется добровольное общество с рабочим (пока еще) названием «Международной дружбы». Его создают активные индивидуальные предприниматели орловщины. И, как рассказал один из его участников, ливенский предприниматель Сергей Александрович Клушин, общество уже начало действовать. Один из видов помощи жителям Восточной Украины – это размещение беженцев в Орловской области.
В начале июня Сергей Александрович вместе с предпринимателем из Орла на своих машинах отправились в Ростовскую область, чтобы непосредственно на месте оценить обстановку, побывать в лагерях для беженцев и, возможно, кому-нибудь помочь с жильем.
Один из первых лагерей, в который они приехали, располагался в местечке Дмитриадовка.
— Там было 450 человек беженцев из Славянска, Краматорска. Но там на переезд в Орловскую область никто не решился, - далеко, много неизвестного впереди, а в лагере люди находились под присмотром государства, - рассказывает Сергей Александрович.
Затем они посетили Министерство по труду Ростовской области, где координатору по работе с беженцами оставили данные орловского общества на случай, если понадобится помощь. И понадобилась. Там же, в коридорах Министерства они встретили женщину с ребенком 3,5 лет, беженку из Луганска, которой негде было жить. Сергей предложил поселиться у него дома, и та согласилась.
Несколькими днями позже они подобрали еще две семьи, которые также находились на грани отчаяния от неизвестности за свою судьбу. Их предприниматели встретили в Новошахтинском пограничном пункте, который, кстати, накануне впервые подвергся обстрелу с Украинской территории. Одна семья уехала с орловским предпринимателем, а женщина с двумя детьми в скором времени поселилась в доме тещи Сергея Клушина.
— Идея создать добровольное общество родилась в предпринимательской среде. Оно насчитывает порядка 30 человек. Задачи такие: принимать людей покинувших родные края, размещать, адаптировать и трудоустраивать. На днях я встречался с главой города, проинформировал его о нашей деятельности, обговорили возможные варианты содействия. Такая же встреча прошла и в районной администрации. Главное, чтобы люди, вынужденно покидающие свою Родину, понимали, что для людей в России, в нашем городе чужой беды не бывает, - говорит Сергей Клушин.
Сейчас в обществе начато формирование базы тех, кто готов принять беженцев, дать им кров, оказать содействие в трудоустройстве.



написать комментарий