Под вечностью могильных плит

«Если однажды ты почувствуешь себя самым счастливым человеком на свете — сходи на кладбище. А когда почувствуешь самым несчастным — сходи туда снова», — рекомендует старая французская пословица. И не напрасно. В тревожной тишине кладбища, вглядываясь в нарисованные лица покинувших этот мир людей, вчитываясь в потускневшие надписи на могильных плитах, поневоле приходит отрезвление — и от беспечной эйфории, и от гнетущей душевной тоски.

02.09.2009   Общество   0 коммент.   980 просм.    Автор: Лена Ломакина

Давайте и мы, в качестве профилактики, совершим небольшую экскурсию по ливенским кладбищам и ознакомимся с тем, что родные пишут на могилах своих близких.
«Склонившись, стоим над твоею могилой, горячей слезой поливая цветы. 
Не хочется верить, родной и любимый, что в этой могиле покоишься ты», - 
гласит надпись на большом гранитном памятнике мужчине сорока трех лет. Велико горе жены и детей, украсивших захоронение, не хотят они мириться с неумолимой судьбой, так рано отнявшей у них дорогого человека.
Так много эпитафий, на вид очень простых и даже лишенных каких-то художественных достоинств. Тем не менее, каждая из них написана не холодным рассудком, а щемящим от боли сердцем. Возможно, поэтому при чтении голос дрожит и душа трепещет от волнения.
«Вы нас покинули, родные, настал разлуки скорбный час, 
Но все по-прежнему живые, вы в нашем сердце среди нас». 
«Спасти тебя никто не мог. Ушел из жизни ты так рано, 
Оставив в сердце у родных незаживающую рану».
«Горе не прошено, горе не меряно. 
Все дорогое навеки потеряно».
Нередко в последних посланиях ушедшим отцам и матерям, дети благодарят их за доброту и внимание. На памятнике своим родителям заботливыми детьми сделана надпись: «Спасибо за то, что всю свою любовь, знания и жизнь отдали нам и своей работе». Не менее лаконично и красиво сказано о другой матери: «Давшая жизнь не умирает. Она вечно живет в памяти детей».
Скорбящий муж и безутешные дети постарались вложить больше тепла в прощание с женой и матерью: «Памяти красавицы-женщины, любящей жены и доброй матери».  
Иногда словами прощальных строк к нам, еще живущим, обращается лежащий под могильной плитой человек. 
«Проходи прохожий, не тревожь мой прах. Я уже дома, а ты еще в гостях», - с памятника строго смотрит пожилой мужчина. И во взгляде его вся философия жизни и смерти. Пройдешь мимо недружелюбного старика, а сам задумаешься: зачем мы пришли в этот мир, что нас ждет впереди? 
А вот перед могилой этой учительницы нельзя не остановиться. «Поклонитесь, она доброй была», - редко встретишь такой призыв. Душу защемит болью: как жаль, что замечательные люди уходят. Видимо, женщина действительно заслужила хороших слов о себе. 
Встречаются также другие трепетные эпитафии с признанием величия умерших. На памятнике сорокачетырехлетнему мужчине выбиты слова: «Какой светоч разума угас! Какое сердце биться перестало!» На могиле его ровесника похожая надпись, как тихий протест против смерти: «И дожить не успел, и допеть».
Сожалеют родные, но смерть, увы, неумолима. Не знает она пощады даже по отношению к маленьким деткам. Горе родителей в этом случае особенно пронзительно. Сердце матери плачет, когда пишет она на могиле своего трехлетнего сыночка неказистые слова прощания: «Нет меры на Земле, которыми можно измерить нашу скорбь, муку, горе, нашу любовь к родному Мишеньке. Спи спокойно, наш любимец, ласточка, голубчик наш». Другая безутешная мать хочет, чтобы трехлетняя дочка всегда знала о ее любви, не чувствовала себя брошенной и одинокой: «Дашенька, я тебя люблю».
А родители двенадцатилетнего мальчишки, похоже, смирились со злой судьбой, уповая на волю Божью:
«Не лейте горьких слез напрасно, смирите ненависть к судьбе.
Господь прибрал его на Пасху. Господь забрал его к себе.
Он будет зреть Его и слушать с улыбкой доброй на устах, -
Такие ангельские души Ему нужны на небесах».
Вот сам ребенок, двухлетняя девчушка, плачет над несправедливой судьбой, разлучивший ее с родителями: «Я в раю; ласкает гурия меня, но безутешна, вот и плачу. Не мама мне она. Подходит Ангел, дает игрушку, но безутешна – не папа мне он, знаю я». 
На многих надгробиях можно увидеть рисунки – символы вечной памяти и мимолетности человеческой жизни. Часто изображают горящую, наполовину оплавленную свечу, розы с надломленными несправедливой рукой стеблями. В выгравированных на памятниках церквях словно еще звучит поминальный звон, а с небес на живущих с грустью смотрят ангелы. 
Бросив взгляд на отдельные могилы, сразу понимаешь – вот этот человек был рыбаком. Его изобразили за любимым занятием на живописном берегу реки. А другой мужчина с удовольствием крутил баранку своего старого «Москвичонка». О делах земных нам рассказывают нарисованные на памятниках книги, музыкальные инструменты.
Смерть близкого человека, внезапна она или уже ожидаема, все равно остается потрясением. Она дает почувствовать хрупкость и недолговечность человеческого бытия. Отдавая последний долг памяти ушедшим, люди постигают смысл жизни, освобождаясь от ложных целей и ненужных мелочей.
Приходя на могилы, каждый из живущих вносит маленький вклад в бессмертие покинувших этот мир людей. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Человек не умирает, когда его имя не забыто».



написать комментарий