Когда воровство — хобби

Вынесен приговор по делу организованной преступной группы, которой руководил житель нашего города Алексей Мелешко.

09.10.2014   Суд да дело   0 коммент.   2351 просм.    Автор: Лариса Минц

Осенью и зимой 2011 года в Ливенском, Верховском, Колпнянском районах Орловской области и нескольких районах Курской и Липецкой областей была совершена серия краж из почтовых отделений, отделений Сбербанка и поселенческих администраций. Неизвестные взламывали замки, или срывали решетки с окон и выбивали рамы. Затем из помещений исчезали все материальные ценности, начиная от выручки, которая  иногда составляла несколько сотен тысяч рублей, и кончая товаром, который почтовики предлагали своим клиентам: сигаретами, стиральными порошками, шоколадом, женскими колготками и т.д. Из отделений Сбербанка неизвестные уносили сейфы, из поселенческой администрации компьютер, принтер и прочую оргтехнику. И даже когда в почтовом отделении села Оберец Елецкого района Липецкой области не нашлось ничего подходящего,(выручка была сдана, а новый товар еще не привезли), похитители уволокли кассовый терминал. Забегая вперед, сообщим, что во время судебного разбирательства этот терминал и стал одной из весомых улик. Оперативники обнаружили его в доме гражданской супруги одного из участников  преступной группы, и женщина в простоте душевной поведала им, что всю эту технику принес домой её муж.
Но от кражи до обнаружения краденого прошло не менее полугода. За это время было совершено в общей сложности двадцать восемь краж со взломом. Самой крупной стала кража сейфа из отделения Сбербанка, расположенного в селе Сергиевском. Вместе с большим сейфом, который сам по себе стоил свыше девяти тысяч, исчезло его содержимое: 200 тысяч 400 рублей денег и банковские документы. Причем, в селе никто злоумышленников не видел, а следов в помещении они не оставили – «работали» в перчатках.
Сейф через некоторое время нашелся, вскрытый и опустошенный он валялся в кустах, а воров след простыл.
Впечатляло не только количество, но и сроки краж: 5 ноября обокрали почтовое отделение в селе Навесном Ливенского района,  10 ноября почтовое отделение в селе Зверево -- Бакулино Верховского района, 14 ноября воры наведались в почтовое отделение деревни Шалимовка Верховского района, а 15 ноября оказались в селе Крестищенском Щигровского района Курской области.
То, что на почтовые отделения нападают одни и те же лица,  у правоохранительных органов сомнения не было: один и тот же способ действия, да и выбор объектов говорил сам за себя. И воров решили ловить с помощью технических средств. В нескольких почтовых отделениях установили химические ловушки. В декабре 2011 года получили результат. В ночь с 24 на 25 декабря в помещении очередного почтового отделения остались отчетливые следы обуви. А также в эту ночь  были зафиксированы телефонные переговоры с телефонов, которые работали неподалеку от места кражи. Телефоны были зарегистрированы на женщин. И только один принадлежал мужчине — некоему Авдаляну.
Мужчина объяснил, что сам он по телефону в эту ночь не разговаривал и вообще отдал  трубку на время своему брату Рустаму.
Рустам Авдалян запирался недолго. Он написал явку с повинной, в которой назвал имена остальных участников ночных дел: Алексея Мелешко, Автандила Агаханова и Владимира Шавырина. Как выяснилось на следствии, все они были хорошими друзьями, любили вместе проводить свободное время. Излюбленным местом встреч небольшой, но дружной компании было одно кафе в центре Ливен. Агаханов служил там охранником. Друзья пили кофе, играли на билиарде, болтали. Потом отправлялись в сауну или находили какие-нибудь другие развлечения.
Особенных материальных проблем молодые люди, видимо, не испытывали. В распоряжении каждого имелись и деньги, и автомашины. Не хватало только адреналина. И 12 сентября у компании появилось новое развлечение.
— Мы хотели съездить в сауну, — рассказывал Алексей Мелешко. — Но перед этим поехали в село Навесное, чтобы захватить с собой знакомых девушек. В машине Агаханов сказал, что хочет обокрасть почтовое отделение. Попросил помочь. Все согласились.
На дело пошли Агаханов и Мелешко. Они захватили с собой монтировку и мешок. А нитяные перчатки были у приятелей уже приготовлены. Авдаляну велели сидеть в машине и наблюдать за окружающей обстановкой. Через некоторое время друзья принесли с собой небольшой сейф, который они  захватили в навеснеском отделении Сбербанка.
Эта первая кража не принесла практически ничего. Когда сейф распилили болгаркой, он оказался пустым. Зато появился вкус к кражам. Обдумав и обговорив свой первый опыт, они  выработали план будущей  деятельности. Во–первых, время. В облюбованное село приезжали в 10 часов вечера. В это время большинство селян сидят дома и на улицу не выглядывают. Машину с водителем оставляли неподалеку от места кражи или на дороге. Обязанностью водителя было вовремя предупредить подельников, если в село приедет полиция. На дело шли в масках, изготовленных из трикотажных шапочек и в перчатках. Когда дело было сделано, звонили водителю, и он подъезжал, чтобы забрать добычу и увезти подельников домой.
Вначале Мелешко, Агахонов и  Авдалян воровали втроем. Позже Мелешко привлек к воровским операциям  Владимира Шавырина, который заменил Авдаляна за рулем машины.
Краденое компания не сбывала, продуктами, сигаретами, SIM - картами, украденными из почтовых отделений, пользовались сами. Душой дела и руководителем предприятия был Алексей Мелешко. Он  намечал объекты для краж, он их детально разрабатывал. Он же держал дисциплину . Когда Рустам Авдалян стал выказывать признаки страха, Мелешко успокаивал его.
— Он говорил мне, что поймать нас практически невозможно, — показывал на суде Авдалян. — А если и поймают, то мне ничего не будет, потому что я водитель и в похищениях непосредственного участия не принимаю.
Однажды, добыча, взятая в одном из почтовых отделений не устроила предводителя.  В вахновском почтовом отделении денег на нашлось, взяли только продукты.
— Мелешко сказал, что хватит воровать из почтовых отделений, много там не возьмешь. Надо переходить на сберкассы, там можно больше украсть, — вспоминал Владимир Шавырин.
Однако, этот план друзья реализовать не успели, они были задержаны. Правда, задержали только троих, Агаханов сумел скрыться. Позже Авдалян и Шавырин были отпущены под подписку о невыезде, а Мелешко освободили под залог в сумме 670 тысяч рублей.
Все они надеялись избежать серьезного наказания. Мелешко уверял, что руководил делом отсутствующий Агаханов, Авдалян говорил, что  после краж не получал от подельников крупных сумм денег и продуктов, а Шавырин утверждал, что только подвозил ребят в села по их просьбе.
— Каждый раз я просил их не воровать, и они обещали, что не будут этого делать,— говорил он на суде. Как будто не ясно было, с какой целью приятели едут ночью в дальнее село.
У правоохранительных органов было на этот счет другое мнение, они посчитали группу Мелешко — Агаханова особенно опасной. «Сплоченность на основе дружеских, доверительных отношений, планирование преступлений и осознание преступности целей — характерная черта этой группы»,— говорится в обвинительном заключении. Но поскольку в группе существовало строгое распределение ролей, каждый преступник получил кару в соответствии со своей ролью. Один из организаторов дела Алексей Мелешко проведет 6 лет и 6 месяцев в колонии общего режима и выплатит сергиевскому отделению Сбербанка 204 тысячи рублей. Рустам Авдалян приговорен к пяти годам пребывания в исправительной колонии, Владимир Шавырин проведет в такой же колонии 4 года и шесть месяцев,
А. Агаханова до сих пор ищут.

По материалам старшего помощника прокурора С.А. Горюшкина.



написать комментарий