За Родину, за Державу, за Отечество!

Несколько поколений семьи Мишиных из села Остров Ливенского района служили своей Родине не только в военную пору, но и в мирное время.

25.02.2015   Общество   0 коммент.   422 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -В.И.Мишин в годы службы (фото из семейного архива Мишиных).

В.И.Мишин в годы службы (фото из семейного архива Мишиных).

Новости Ливны -В.И.Мишин в годы службы (фото из семейного архива Мишиных).

И.Я.Мишин в своём саду (фото из семейного архива Мишиных).

От знакомого случайно услышала в разговоре, что его земляк с Острова — Заслуженный  моряк. Журналистское любопытство тут же включилось: « А что же он делает в деревне? Как живет? Чем знаменит?» На все эти вопросы получила ответ, когда оказалась в Острове.
И вот знакомимся — Виктор Иванович Мишин, ясные голубые глаза, добрая улыбка, подтянут и легок. Но рассказывать о себе вовсе не хотел—не привык, не любит. Однако, уважил! И любопытство мое было вознаграждено необычной историей его семьи.
Удивительно, но почти все в роду Мишиных связаны с военной службой. Виктор Иванович показывает фотографии родных, но каждая — открытие.
Его дед, моряк, Яков Лукьянович Мишин, воевал еще в Первую мировую войну 1914 года! Служил в Севастополе. Боевой был характер, воевал, но и пришлось томиться 6 лет в плену. После освобождения устанавливал советскую власть на Кавказе, в Средней Азии. Когда ему было 50, призвали на Великую Отечественную. Посреди войны прислали извещение, что пропал он без вести, но все же чудом нашлись его следы. На мемориальном обелиске в селе Протасово под Малоархангельском выбита его фамилия.
Отец Виктора, Иван Яковлевич Мишин, в 16 лет ушел из родной деревни Остров на «шахты». Так многие тогда строили свою судьбу, уезжали на Украину. Иван работал на шахте в Краснодоне, и по его рассказам, был знаком даже с несколькими легендарными молодогвардейцами! Но когда пришла повестка в родную деревню, пришлось возвращаться домой. В 1942-м был призван на войну, попал на Воронежский фронт, три месяца воевал на передовой в составе второго противотанкового расчета. Ранение в ногу в одном из боев оказалось роковым — расчет попал в окружение, и спасение казалось невозможным. Командиры кричали бойцам: « Спасайтесь, как можете!» Пытались выйти с гражданскими — но его вычислили по раненой волокущейся ноге! Иван повторил судьбу отца: его тоже забрали в плен. В плену пришлось долгие годы быть у итальянцев, но они русских любили, а немцев — нет. Однако эти годы на чужбине в военное время были самыми тяжелыми в жизни Ивана Мишина, впереди ждали неизвестность и постоянная смертельная угроза. В душе еле теплилась искорка надежды когда-нибудь увидать родной дом…Только в конце войны сбылась мечта об освобождении, и еще два года Иван служил на Родине, под Белой Церковью. Домой пришел с орденом Отечественной войны и звонкими медалями.
Вернулся в родной колхоз, работал счетоводом, женился. Жена, Клавдия Андреевна, была учительницей. Три поколения детей из окрестных деревень  и Острова помнят ее уроки и наставления, сегодня они уже и сами пожилые люди. Брат отца, Александр Яковлевич,  и сестра Анастасия  связали свою жизнь с морским флотом, и это тоже удивительно.  
— Отец очень умел дружить, никому никогда не завидовал, был честным и добрым, очень находчивым, люди его уважали,--вспоминает Виктор Иванович. И все, с кем мне довелось пообщаться, говорили то же самое.
…На столике в комнате горит свеча перед фотографией отца, стоит наполненный стакан, накрытый горбушкой черного хлеба. Надо же, я надеялась встретиться со старым фронтовиком, и вдруг узнаю, что еще не прошло и сорока дней, как его не стало…
— Он никогда не жаловался, хотя в последнее время очень болел. Рассказывал мне о войне такое, что раньше я никогда от него не слышал! В минуты особенных приступов боли я старался подбодрить его — ты же фронтовик! Да, я фронтовик, отвечал он, и терпел.
На стене фото супругов Мишиных в молодости — хороши! Но нет уже и Клавдии Андреевны. Зато оставили они троих прекрасных детей — двоих сыновей и дочь.
...Виктор Иванович Мишин вышел на пенсию подполковником, капитаном второго ранга. Но море осталось в его глазах, немного грустных.
— Вообще-то, я хотел быть летчиком, — улыбается он. — Но в семье решили, что я  должен быть моряком.
Он закончил Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени адмирала П.С.Нахимова, судьба надолго связала его с Северным морским флотом.  Служил на 4-х мощных военных кораблях, знаменитых и легендарных: СКР (сторожевом корабле) «Задорный»,  СКР «Доблестный», СКР «Достойный», большом противолодочном корабле «Адмирал Харламов». Местами  службы Виктора Мишина были и Североморск, и Калининград.
О том, что 15 лет пришлось жить и служить « в железе», Виктор Иванович не жалеет, хотя  никакой компенсацией не заменишь здоровье, изнурительный труд, постоянное напряжение. Они с экипажем «строили» (морской термин) корабли, заселяя их еще на берегу, стоящие на стапелях. До перестройки вводили в действие в год по 2-3 боевых судна… А потом их почти не стало.
Прожить с кораблем жизнь с начала и да конца — такое тоже бывает. Последнее боевое судно пришлось распилить по заданию властей «на иголки» в 1994 году. Стоит ли говорить, что все оборудование там было в идеальном порядке и работало, как часы!
Иногда свинцовой волной накатывало разочарование — ради чего тогда служили, терпели трудности, подвергались опасности? СССР развалился, как старое судно без капитана и экипажа…
В такие минуты вспоминалось нелегкое время службы. «Там все равны, — говорит Виктор Иванович, — один закон для всех, общая кухня, и ты весь на виду. Здесь не прощают непрофессионализм, некомпетентность. Об этом знают и помнят все моряки, собираясь уходить в  шестимесячное плавание».
Время остановилось и запечатлело на фотографиях советских бравых моряков, красавцев в военной морской форме с золотыми погонами, светлыми улыбчивыми лицами. Вот они экипажем и группами на службе, за границей (и где только ни бывали!), за дружеским застольем. Но самые лучшие моменты, «схваченные» во время несения службы: серьезные прекрасные лица наших защитников Отечества, надежных его сынов.
Многие из этих лиц, правда, слегка посолидневшие, можно увидеть сегодня на популярном сайте в соцсетях. Виктор Иванович показывает их и рассказывает.
— Это мои сослуживцы, товарищи и друзья. Я рад, что мы можем общаться, морское товарищество, чувство экипажа всегда поднимает настроение. Я часто вспоминаю, как отец относился к неудачам—он говорил, что все хорошо! Наверное, я и сам такой.
Наверняка! Виктор Иванович сделал к дому пристройку в виде капитанской рубки, без которой ему уже трудно обойтись. Только впереди за стеклами не суровые северные волны, а бушующая летом листва сада. Кроме увлечений, у Мишина всегда есть работа.  Причем, человек Виктор Иванович универсальный. После морской службы пришлось поработать на нескольких промышленных предприятиях в Орле, и сегодня, в родном Острове, он на посту.
За Державу Виктору Ивановичу сегодня не обидно: «Вооруженные силы поднимаются с колен, у нас есть сильный Президент. А это главное».
Рядом с домом, где живет наш герой, стоит совсем маленький старый домик, где он родился, отчий дом. Он обвит виноградом и плющом, и даже не верится, что отсюда шагнули в бурную жизнь  такие большие и сильные духом Мужчины. И вернулись на свою родину, в свой край.
На вопрос, не скучно ли ему в деревне, Виктор Иванович Мишин отвечает:
— Нет, конечно. Я здесь каждую травинку знаю, здесь такие места… Это же родина моя!



написать комментарий