Кому достанется ливенский рынок?

Предприниматели, торгующие на ливенском рынке протестуют против попыток администрации города Ливны продать рынок.

25.02.2015   НОВОСТИ   0 коммент.   2405 просм.    Автор: Лариса Минц
Новости Ливны -В.Н.Малаханов общается в предпринимателями (фото М.Нестеровой).

В.Н.Малаханов общается в предпринимателями (фото М.Нестеровой).

Смутные слухи о том, что ливенский городской рынок продают каким-то неведомым предпринимателям из крупного российского города, циркулируют по Ливнам уже несколько недель. Но как ни пыталась редакция выяснить обоснованны они или нет, корреспонденты встречались с уклончивыми ответами чиновников типа «что-то слышали, а что, не знаем» или «слух ходит, но ничего неизвестно, никто никаких документов не разрабатывает».
А на самом деле, в это время уже была разработана пояснительная записка к проекту решения «О внесении изменений в решение ливенского горсовета «О прогнозном плане приватизации объектов муниципальной собственности и способах их приватизации».  В нём речь шла о реорганизации городского рынка из муниципального торгового учреждения в общество с ограниченной ответственностью. Разработчики проекта — комитет по управлению имуществом пишет в своей пояснительной записке к проекту, что делается это исключительно для блага рынка.
«Государственные торговые предприятия повсеместно поменяли свои организационно – правовые формы, – уверяют разработчики. –  Эффективность предприятий других видов гораздо выше. А учитывая, что организация торговли не входит в полномочия органов местного самоуправления, мы видим необходимость в дальнейшей реорганизации торгового предприятия».
Ну вообще-то, местное самоуправление – являющееся владельцем ливенского рынка, непосредственно организацией торговли не занимается.  Эта работа входит в обязанности директора рынка и его администрации. Если они плохо ею  занимаются, их можно сменить, чтобы новая команда добивалась высокой эффективности и приносила побольше дохода в городскую казну.  
Но реорганизаторы уверены, что дело не в руководстве, а в организационно-правой форме и её нужно заменить. Дескать, тогда рынок заработает лучше.
Если депутаты ливенского городского Совета утвердят этот проект, городской рынок перестанет быть муниципальным предприятием и станет обществом с ограниченной ответственностью. Вот это и испугало ливенских рыночных торговцев, которые на позапрошлой неделе даже собрали на рынке собрание, на котором обсуждали перспективы появления частного владельца.
Предпринимателю Виктору Ивановичу Ерофееву планы «отцов города» кажутся полным безумием.
— Рынок приносит ежегодно три миллиона рублей прибыли, — говорит он. — Прибыль оседает в городе. Так зачем городская администрация рубит сук, на котором сидит. Ведь частник всю прибыль, которую приносит рынок, заберет себе.
— А что будет с нами со всеми? — спрашивает индивидуальный предприниматель Наталья Николаевна Собаева. — Сейчас многие говорят, что частник будет перестраивать рынок, убирать наши киоски. Выходит, мы все дружным строем пойдем в службу занятости?! А у нас дети учатся, у нас кредиты, у нас налаженное дело.
Несмотря на тайну, которой была окружена подготовка проекта, предприниматели о многом узнали. Узнали они, что предполагается полностью убрать с рынка торговые точки с промышленными товарами и сделать рынок исключительно продуктовым. Что собираются  сделать его крытым и на этом основании значительно увеличить арендную плату.
Для большинства торгующих на рынке даже не это самая кошмарная перспектива. Они боятся власти частника, потому что чувствуют себя полностью беззащитными перед произволом хозяина. Кое-кто уже попробовал поработать с торговыми центрами.
Как рассказал В.И. Ерофеев, вскоре после открытия торгового центра, несколько предпринимателей заключили с его владельцем договор аренды и стали торговать продуктами на первом этаже здания. Но через некоторое время сетевой магазин предложил владельцу более выгодные условия. И хозяин расторг договор  с местными торговцами. Люди вернулись на рынок. Но вернулись не без потерь. Два раза подряд переносить бизнес с места на место — дорого стоит. И кое-кто лишился своего бизнеса.
Такая же история случилась  с продавцами  промышленных товаров. Они вынуждены были уступить свое место сетевому магазину модной одежды. Сейчас торговая точка, не выдержав кризиса, покинула торговый центр. Помещение пустует. Но наученные горьким опытом рыночные торговцы идти туда не хотят.
— А если у нас на рынке будет  тоже самое? — со страхом говорит Н.Н. Собаева. — Предложит какая-нибудь фирма хозяину лучшие условия — и мне придется убираться. На муниципальном — государственном рынке я под защитой закона.  А от частника никто не защитит.
Все эти соображения, тревоги и жалобы кажутся работникам администрации ничего не значащей чепухой.
— Ерофеев приводит недостоверные цифры и делает это в собственных интересах, – говорит  заместитель главы города по перспективному развитию и инвестиционной политике О.А. Пашенцева. — Сколько бы ни было прибыли на рынке, город имеет право взять в свой бюджет только 5% от неё. А это довольно скромная сумма – всего 200 тысяч рублей в год.
К тому же в 2013 – 2014 годах прибыль уменьшилась и в городскую казну попало, соответственно 137 и 180 тысяч рублей.
Может и впрямь рынок – предприятие убогое – всего 200 тысяч рублей в год! Выжать из него больше городская администрация не может. Поэтому и стремится от него отвязаться.  Но признаться в этом прямо не хочет. Может, стыдится своей хозяйственной неумелости, а может быть, какие-то тайные соображения имеет. Во всяком случае, по рынку носится упорный слух: в бюджете города образовалась огромная «дыра». И единственная возможность её «закрыть» — продать дорогостоящую муниципальную собственность – городской рынок. Правда ли это — не знаем.   В прошлую субботу торговцы все-таки  попытались добиться  ответов на свои вопросы. После письма Президенту РФ, подписанного большинством рыночных предпринимателей, глава города и его заместитель О.А. Пашенцева все — таки решились встретиться с рыночниками лицом к лицу. Но даже на этой встрече не дали прямого ответа на вопрос, кому и когда планируется продать приватизированный ливенский рынок. Вопросы были заданы в лоб: когда торги и сколько стоит. Насчет стоимости глава города Л.И. Фаустов ответил, что придет оценщик, тогда и о стоимости можно будет говорить. На вопрос когда, ответа не последовало. Но не последовало и отрицания, мол, продавать не будем.
Разговор между чиновниками администрации и предпринимателями все время шел по кругу. Чиновники говорили о малой доходности рынка, о его запущенном состоянии, о том, что нужно убрать палатки с промтоварами, потому, что они практически вытеснили торговцев овощами, молоком и птицей за территорию рынка.
Торговцы сомневались в низкой доходности и предполагали, что часть рыночной прибыли утекает мимо городской администрации. (Повод предполагать такое дает им законченный недавно процесс бывшего директора рынка А.С. Бородина, который черпал из рыночной кассы, что называется, обеими руками.) Да еще отчет нынешнего директора рынка Ходакова, который сообщил собравшимся, что в прошлом году рынок потратил на благотворительность 900 тысяч рублей — вчетверо больше, чем отдал в городскую казну. Но что это была за благотворительность и кому рынок благотворил, не сообщил, а сами предприниматели о своей щедрости понятия не имели.
Конечно, для администрации проще, продав рынок частнику, избавиться от головной боли в виде наблюдения за таким хлопотным  предприятием. Ведь земельный налог за территорию рынка, как и налоги на доходы физических лиц, на рынке работающих, все-таки будут поступать в бюджет, так без каких-нибудь доходов город не останется. Ну, а что будет с нами, простыми городскими обывателями, может быть, нас не касается эта рыночная проблема?
Увы, касается и очень даже близко. Торговцы не без оснований опасаются, что частный владелец, чтобы «отбить» деньги за дорогую покупку, поднимет цены за торговые места. А для нас, покупателей, это означает повышение цен на продукты. За примерами далеко ходить не надо. Можно просто съездить в Орел. Там торговля промышленными товарами вытеснена за территорию крытого рынка. В крытом рынке торгуют только продуктами. Но цены на них выше, чем в Ливнах. Если ливенский рынок — место где покупают продукты люди с ограниченными финансовыми возможностями, то продукты с орловского рынка могут позволить себе только люди обеспеченные.
То же самое и с промышленными товарами, которые на рынке стоят дешевле, чем в магазинах и торговых центрах в основном за счет низкой арендной платы.
И что будет с людьми, с их налаженным бизнесом, когда новый владелец попросит их вон? На ливенских предприятиях их не ждут: там свои трудности,  торговые центры всех желающих торговать при всём желании не вместят. Но об этих «мелочах», похоже, в администрации не думают.
— Пусть все останется так, как есть — просили предприниматели главу города. Но Леонид Иванович был непреклонен.  



написать комментарий